Белка бельчонок а папа. Сказка про бельчонка, который хотел спать рядом с папой. Игра “Четвертый лишний”

Детёныши животных, порой, имеют не очевидные названия, и, возможно, вы даже задавались вопросами вроде:

  • Как называется хорек женского пола?
  • Как называется самка оленя, глухаря, жирафа, павлина, дятла, кабана?
  • Как называется детеныш тюленя, моржа, лебедя, овцы, лося, барсука?
  • Как называется самец утки, белки, кукушки, свиньи, пантеры?
  • Какое название у детенышей животных? Например, слонов, орлов и так далее.

Словом, в этой статье мы собрали названия самок — мам, самцов — пап, а также названия детенышей животных, в числе которых звери (они же млекопитающие), птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся и земноводные.

Если вы кого-то не нашли, то обязательно напишите об этом в комментариях, и мы в самое ближайшее время добавим этот материал.

Собранный материал представлен в виде таблицы с 4-мя столбцами. Первый столбец — название самца, 2-ой — название самок, 3-й — название детеныша животного, и в последнем столбце — название детеныша животного во множественном числе.

Отметим также, что существуют как разговорные названия , которые допустимы в речи, но использовать их в научном докладе, или при подготовке сочинения, будет не правильным .

Названия детенышей животных

Родители Детёныш (ребёнок) в единственном числе Детеныши во множественном числе
Отец (самец) Мать (самка)
Баран Овца или овечка Ягнёнок Ягнята
Морж Моржиха Моржонок Моржата
Жираф Жирафа, в разговорной речи встречается название — жирафиха. Теленок, так называют всех детенышей парнокопытных животных, но встречается также жирафёнок. Телята или в разговорной речи — жирафята.
Лось Лосиха Лосёнок Лосята
Тюлень Самка тюленя; в разговорной речи можно встретить название тюлениха. Белёк, а в научной литературе детеныша тюленя принято называть щенком. Бельки, а в научной литературе детенышей тюленя принято называть щенками.
Барсук Барсучиха Барсучок Барсучки
Зебра Зебра Жеребёнок Жеребята
Еж Ежиха Ежонок Ежата
Олень Правильно — оленуха (Толковый словарь Ожегова), а не олениха, как может показаться. В словаре Ефремовой также встречается название ланка. Оленёнок Оленята
Дикий северный олень или сокжа — так называют северного оленя народы, населяющие тундры. Дикая самка северного оленя или важенка. Олененок до года зовется «неблюй» или «неплюй», а только родившийся малыш называется — «пыжик» . Оленята до года зовутся «неблюи» или «неплюи», а только родившиеся — «пыжики».
Змей Змея Змееныш Змееныши
Носорог Самка носорога Телёнок, в разговорной речи также встречается носорожик. Телята, в разговорной речи — носорожата.
Хряк — самец свиньи. Потомок кабана. Можно также встретить борова, но боров же не может воспроизводить потомство, так как это кастрированный хряк. Свинья Поросёнок Поросята
Самец рыси Рысь Рысёнок или котенок, так как рысь из семейства кошачих. Рысята или котята.
Жеребец (Конь) Лошадь (Кобыла) Жеребёнок Жеребята
Страус Страусиха Страусёнок Страусята
Лебедь Лебедушка Птенец, а в простой разговорной речи его называют лебедёнок или лебедыш. Птенцы, лебедята.
Самец панды Панда Детеныш панды, медвежонок панды, так как панда относиться к семейству медвежьих. Можно встретить названия «панденок» или «панденыш», но в научной литературе термины не используется – только в просторечии. Когда детеныш панда немного подрастает, его начинают называть маленькой пандой. Детеныши панды, медвежата панды.
Рыба Малёк Мальки или молодь
Крокодил Крокодилица Крокодильчик Крокодильчики
Енот Правильно будет самка енота, но также можно встретить названия енотиха или енотка. Щенок Щенки
Орел Орлица Орленок Орлята
Самец обезьяны Обезьяна Детёныш обезьяны, а в разговорной речи детеныша обезьяны можно назвать «обезьянкой». Детеныши обезьяны
Бык Корова Телёнок Телята
Кит Самка кита, китиха В научных изданиях употребляют либо словосочетание «детеныш кита», либо «теленок», в разговорной речи можно встретить китёнок. Детеныши кита, телята, китята
Самец белки Белка Бельчонок Бельчата
Леопард Самка леопарда Котёнок Котята
Осёл Ослица Ослёнок Ослята
Волк Волчица Волчонок Волчата
Самец жабы Жаба Жабёнка (женский род), жабёнок (мужской род) по словарю Даля Жабёнки
Бегемот (гиппопотам) Бегемотиха Детёныш бегемота, а еще можно также назвать малыша бегемотиком. Также отметим, что бегемоты относятся к семейству парнокопытных. На научном языке детёнышей всех парнокопытных называют телятами. Детёныши бегемота, телята
Лис Лиса, лисица Лисенок Лисята
Нерпа (разновидность тюленя) Нерпа Белёк (белек), а в научной литературе детенышей нерпы принято называть щенками. Бельки, а в научной литературе детенышей нерпы принято называть щенками.
Кенгуру Кенгуру Кенгурёнок Кенгурята
Козёл Коза Козлёнок Козлята
Верблюд Верблюдица Верблюжонок Верблюжата
Песец Самка песца Детеныш песца, но можно назвать и щенком, так как песец – млекопитающее семейства псовых, а щенком называют детеныша не только собаки, но и волка, лисы и других псовых. Детеныши песца или щенята
Самец черепахи Черепаха Черепашонок
Морской котик Самка морского котика Щенок Щенки
Самец куницы Куница Щенок Щенки
Голубь Голубка Птенец голубя, в разговорной речи встречается голубёнок. Птенцы голубя, в разговорной речи — голубята.
Гусак (Гусь) Гусыня Гусёнок Гусята
Слон Слониха Слонёнок Слонята
Самец сороки Сорока Сорочонок Сорочата
Ласточка Птенец ласточки. В словаре Даля встречается название ластушёнок. Птенцы ласточки.
Лев Львица Львёнок Львята
Самец мыши — разговорный вариант Мышь Мышонок Мышата
Самец пантеры Пантера Котёнок, так как пантера из семейства кошачьих. В разговорной речи иногда можно встретить: пантерёнок или пантерчик. Котята
Самец лягушки Лягушка Головастик (личинка лягушки, появляющаяся из икринки). После процесса метаморфозы он становится лягушонком. Лягушонок — молодая лягушка. Головастики, лягушата
Дельфин Самка дельфина Дельфинёнок согласно толковому словарю Ефремовой от 2000 года. Дельфинята
Пёс Собака Щенок Щенки
Соболь Самка соболя Щенок, в разговорной речи также используется соболёнок. Щенки
Ворон Самка ворона (ударение на 1 слог — вОрона) или вороница Воронёнок или птенец ворона. Воронята или птенцы ворона.
Самец вороны или вран Ворона Птенец вороны, воронёнок. Птенцы вороны, воронята.
Аист Аистиха в разговорной речи. Аистёнок Аистята
Гепард Самка гепарда Котёнок, так как гепард из семейства кошачьих. Котята
Самец акулы Акула Акуленок Акулята
Заяц Зайчиха Зайчонок Зайчата. А вообще потомство у зайцев бывает 3 раза в году. Первый выводок в конце марта. Они называются — «настовики», второй выводок рождается в июне, и их называют «колосовики» и «травники». Осенних зайчат называют «листопадники «, и появляются они в сентябре. Таким образом, поздние зайчата называются «листопадниками».
Тигр Тигрица Тигрёнок Тигрята
Самец красной панды Красная панда Детеныш панды или детеныш малой (красной, рыжей) панды Детеныши панды или детеныши малой (красной, рыжей) панды
Самец кукушки, а названия вроде: кукун, кукуш, кукушок, кукушон являются не верными. Кукушка Кукушонок Кукушата
Самец косули, а алтайцы его называют куран или гуран. Охотники называют самца косули — козёл. Косуля или козуля. Также можно встретить у алтайцев название самки — керекшин. А в некоторых местах используется название — коза. Косуленок в словаре Ефремовой. Косулята
Ящер Ящерица Ящеренок Ящерята
Самец цапли Цапля Птенец цапли Птенцы цапли
Хорек Самка хорька Щенок Щенки
Самец антилопы Антилопа Теленок, хотя в разговорной речи можно встретить такие названия как «антилопыш», «антилопик» или «антилопченок», которые в литературной речи не следует употреблять. Телята
Самец лани Лань Теленок Телята
Самец косатки Косатка, иногда можно встретить написание касатка, но правильный вариант все же косатка. В разговорной речи можно использовать касатёнок, точнее косатёнок, а вообще детенышей косатки так и называют — детеныш косатки. Детёныши косатки
Скворец Самка скворца Скворчонок Скворчата
Самец норки Норка Щенок Щенки
Индюк Индюшка, а в приготовленном виде, например, пожаренная будет индейка. Индюшонок Индюшата
Пингвин Пингвиниха Пингвинёнок Пингвинята
Самец гориллы Горилла Гориллёнок Гориллёнок
Самец ласки Ласка Щенок Щенки
Суслик Самка суслика, а варианты вроде суслиха, сусличка, суслячка — являются не верными. Детеныш суслика. А название вроде сусличенок является не верным. Детеныши суслика
Крот Самка крота, но в разговорной речи допускается кротиха. Кротенок или кротыш в соответствие со словарем Даля. Кротята
Воробей или уменьшительно-ласкательное к воробей — воробушек, воробьишко Воробьиха — по словарю Ожегова Воробьёнок или в разговорной речи воробушек или воробьишко и даже можно встретить воробьёныш. Воробьята
Самец выдры Выдра Щенок Щенки
Кролик Крольчиха Крольчонок Крольчата
Журавль Самка журавля, журавлиха, журавушка Журавленок Журавлята
Белый медведь Белая медведица Медвежонок Медвежата
Самец галки Галка Галчонок Галчата
Грач Грачиха Грачонок Грачата
Буйвол Буйволица Буйволёнок Буйволята
Медведь Медведица Медвежонок Медвежата
Петух Курица Цыплёнок Цыплята
Бурундук Бурундучиха Бурундучонок Бурундучата
Кот Кошка Котёнок Котята
Селезень Утка Утёнок Утята
Бизон Бизониха Телёнок Телята
Бобёр он же бобр, но слово «бобр» означает самого животного, а вот «бобёр» — мех этого красивого животного. Бобр используется в научной литературе, а бобёр в разговорной. Бобриха Бобрёнок Бобрята
Козёл Коза Козлёнок Козлята
Самец синицы Синица Птенец синицы, в разговорной речи встречается — синичонок Птенцы синицы, в разговорной речи используется также — синичата
Дятел Самка дятла Птенец дятла, в зоологии используется дятлёнок Птенцы дятла, зоологи используют — дятлята
Кабан Кабаниха Кабанёнок Кабанята
Мамонт Мамонтиха или самка мамонта Мамонтёнок Мамонтята
Дрозд Самка дрозда или же дрозд самка. В разговорной речи встречается — дроздиха. Птенец дрозда, в разговорной речи — дроздёнок. Птенцы дрозда
Выхухоль или хохуля Самка выхухоля Детеныш выхухоли, в разговорной речи выхухолёнок. Детеныши выхухоли, в разговорной речи — выхухолята.
Теретев, косач, он же полюх. Самка тетерева, также можно встретить названия — тетёрка, косачиха, самка косача, курочка. Птенец тетерева Птенцы тетерева, народное название – поршки.
Самец совы, у охотников используется название — совин. Сова Совёнок Совята
Самец куропатки. Орнитологи самца называют петух, охотники — куропач. Среди местных названий встречаются названия: барабанщик, питун. Куропатка, также существуют множество местных названий: курочка, куропать, куропатка, белый тетерев, таловка, ольховка, березовка. Птенец куропатки Птенцы куропатки
Скунс Самка скунса Щенок, в разговорной речи — скунсенок Щенки
Муравьед Самка муравьеда, в разговорной речи — муравьедиха Детёныш муравьеда Детёныши муравьеда
Гриф Самка грифа Птенец грифа Птенцы грифа
Тукан Самка тукана Птенец тукана Птенцы тукана
Тапир Самка тапира Жеребенок или детеныш тапира Жеребята или детеныши тапира
Самец носухи или самец коати Носуха, научное название — коати. Детёныш носихи или детёныш коати Детёныши носихи или детёныши коати
Сурикат Самка суриката, в разговорной речи сурикатиха Детеныш суриката, в разговорной речи — сурикатёнок. Детёныши суриката, в разговорной речи — сурикатята.
Тамарин или сагуин Самка тамарина Детеныш тамарина Детеныши тамарина
Шакал Самка шакала Щенок или детёныш шакала Щенки или детёныши шакала
Горностай Самка горностая Детеныш горностая Детеныши горностая
Зубр или европейский бизон Самка зубра, еще ее называют — корова, в разговорной речи — зубриха. Теленок или детеныш зубра, в разговорной речи — зубренок. Телята или детеныши зубра, в разговорной речи — зубрята.
Самец летучей мыши Летучая мышь Щенок или детеныш летучей мыши Щенки или детеныши летучей мыши
Снежный барс, ирбис или снежный леопард Самка снежного барса или самка ирбиса или самка снежного леопарда Котенок или детеныш снежного барса, или детеныш ирбиса, или детеныш снежного леопарда Котята или детеныши снежного барса, или детеныши ирбиса, или детеныши снежного леопарда
Тушканчик Самка тушканчика, в разговорной речи иногда можно встретить тушканчиха Детеныш тушканчика. Также на просторах интернета можно встретить название — тушканёнок. Этот вариант можно считать разговорным. Детеныши тушканчика, в разговорной речи — тушканята.
Хомяк Самка хомяка, хомячиха. Детеныш хомяка, а в разговорной речи — хомячонок. Детеныши хомяка, в разговорной речи — хомячата.
Як. Тибетцы его называют г-як. Самка яка. Тибетцы самку яка называют — дри. Теленок, детеныш яка или ячёнок. Телята, детеныши яка или ячята.
Самец цапли Цапля Птенец цапли Птенцы цапли
Чайка-самец или самец чайки. И никаких чайк или чаек! Чайка Птенец чайки, чабар (устаревший вариант из словаря Даля). В разговорной речи можно встретить — чаёныш. Также птенца чайки называют — кавыш. Это название также применимо к гусятам и утятам, но используют его очень редко. Птенцы чайки, чабары, кавыши.
Самец щуки, а на Украине самец щуки называется — щупак. Щука Щурёнок, детеныш щуки, также существует название щукленок. Щурята, детеныши щуки. В сказке «По щучьему велению» встречается название щукенятушки.
Фе́нек или фенёк или самец-фенек Самка-фенек Щенок фенека или детеныш фенека Щенки фенека или детеныши фенека
Самец газели Газель Детёныш газели, разговорный вариант — газеленок Детёныши газели, разговорный вариант — газелята
Попугай Самка попугая, разговорный вариант — попугаиха Птенец попугая, разговорный вариант — попугаёнок, попугайчонок Птенцы попугая, разговорный вариант — попугайчата
Самец ехидны Ехидна Детеныш ехидны, в английском языке детенышей ехидны называют словом паггл, что в переводе на русский означает «милашка» или «симпатяшка», также название паггл является зоологическим названием. В разговорной речи можно встретить название — ехиднёнок. Детеныши ехидны, в разговорной речи — ехиднята.
Утконос Самка утконоса, в разговорной речи — утконосиха. Детеныш утконоса. В разговорной речи можно встретить название – утконосик, которое является уменьшительно-ласкательным к названию утконос. Детеныши утконоса, в разговорной речи — утконосики.
Снегирь, в народе их называют пересмешниками. Самка снегиря, в разговорной речи — снегириха, в народе их также встречается название самка-снегурка. Птенец снегиря, в разговорной речи — снегирёнок. Птенцы снегиря, в разговорной речи — снегирята.
Королёк Самка королька Птенец королька Птенцы королька
Перепёл Перепёлка Птенец перепелки Птенцы перепелки
Стриж Стрижиха — в разговорной речи. Стрижонок — в разговорной речи. Стрижата — в разговорной речи.
Окунь Самка окуня Окунёнок — в разговорной речи Окунята

Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи по теме «Дикие животные».

Задачи:

Образовательные:

Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
- Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
- Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

Коррекционно-развивающие:

Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
- Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
- Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
- Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
- Развивать слухоречевую память, внимание;
- Развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непосредственной образовательной деятельности;
- Прививать любовь к природе, животным.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите что я для вас приготовила (СЛАЙД № 2). Кто это? Как их называют? Почему?
Логопед: Правильно, послушайте, ребята, стихотворение про диких животных.
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.



Основная часть

1. Загадки. Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:
а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).
б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).
г) Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).
е) Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это... (ёж)
ж) Не голос - громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нём - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он - сохатый, значит - (лось).

2. "Кто кем раньше был" . А сейчас я с вами поиграю. Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).
Медведь был кем? - медвежонком
Лиса - лисенком
Заяц - зайчонком
Ёж - ежонком
Волк - волчонком
Белка - бельчонком
Лось - лосенком

3. "Кто где живет?" . Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):
У лисы дом называется - нора. Лиса живет в норе. (СЛАЙД № 3).
У медведя дом - берлога. Медведь живет в берлоге. (СЛАЙД № 3).
У волка дом называется логово. Волк живет в логове. (СЛАЙД № 4).
Заяц живет под кустами. (СЛАЙД № 5).
У ежа дом называется норка. Еж живет в норке. (СЛАЙД № 5).
У белки домик - дупло. Белка живет в дупле. (СЛАЙД № 5).
Лось живет вдалеке от людей, в чаще. (СЛАЙД № 6).

4. "Кто чем питается?" Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.
Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное. (СЛАЙД № 7).
Белка питается грибами и орешками.
Это животное называют грызуном. (СЛАЙД № 8).
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев.
Это травоядное животное. (СЛАЙД № 9).
Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу.
Медведь хищник. (СЛАЙД № 10).
Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное. (СЛАЙД № 11).
Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками. (СЛАЙД № 12).
Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. (СЛАЙД № 13).

5. "Мама, папа и детеныш" . Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок. (СЛАЙД № 14).
Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок.
(СЛАЙД № 15).
Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок. (СЛАЙД № 16).
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок.
(СЛАЙД № 16).
Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок. (СЛАЙД № 16).
Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок.
(СЛАЙД № 16).
Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок. (СЛАЙД № 17).

6. А сейчас, ребята, все закрывают глазки, а (Таня) загадает вам животное, вы подумайте, и скажите, кто это. (Логопед показывает ребенку на картинке дикое животное).

7. Физкультминутка «Дикие животные».
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой - лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой - лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой - ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой - медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою - белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой - зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком

8. Чьи уши? следы? хвост? (образование притяжательных прилагательных по картинкам). Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы).
Следы медведя, чьи это следы? - медвежьи(СЛАЙД № 18).
Волка - волчьи (СЛАЙД № 18).
Лисы - лисьи (СЛАЙД № 18).
Зайца - заячьи (СЛАЙД № 19).
Ежа - ежиные (СЛАЙД № 19).
Белки - беличьи (СЛАЙД № 20).
Лося - лосиные (СЛАЙД № 20).
А сейчас я положу на стол перевернутые карточки с ушами и хвостами зверей, а вы ту, которую вытяните, скажите, чьё это.

9. "Предлоги". Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте их отыщем. (Следим за правильным употреблением предлогов в речи).
Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой.

10. "Составь рассказ по схеме". Ребята, сейчас каждый подумает о том диком животном, которое хочет нам описать по плану:
Кто это __ опиши его __ где живет __ чем питается __ назови членов его семьи.
(Дети описывают животное).

11. Игра "Четвертый лишний". Ребята сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор.
- лиса, кошка, заяц, медведь, волк.
- белка, медведь, жираф, заяц, лиса.
- корова, лошадь, лиса, овца.

12. "Кого не увидишь зимой". Ребята, скажите, всех ли животных, о которых мы сегодня говорили можно увидеть зимой? (нет). Почему? (Медведь и еж впадают в спячку).

Итог непосредственной образовательной деятельности
О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы для себя узнали? Что было интересно? Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?

Жила-была семья белок в большом лесу и жили они счастливо. Папа-белка весь день собирал орешки по лесу, а мама-белка ему помогала. Их сын, маленький бельчонок, ходил в школу, где у него было много друзей. Но, однажды, пришли большие люди и начали вырубать лес. Постепенно они вытесняли всех обитателей леса к самому краю, а ещё через некоторое время лес опустел. Все животные ушли. А ещё через некоторое время, вместо высоченных, широколистных деревьев, стояли низенькие пеньки, растянувшиеся на много километров.

Семья белок вынуждена была искать для себя место в другом лесу. Путь до него был опасен и долог, но они справились и дошли. Постепенно жизнь укладывалась в старое русло. Папа -белка и мама-белка по-прежнему собирали орешки, а вот бельчонок очень сильно скучал по своим друзьям, которые разъехались кто-куда. Если бы он знал адреса, он мог бы воспользоваться услугами совиной почты.

В новой школе у бельчонка тоже не сложилось. Он попал в середине учебного года, и остальные зверушки в классе задевали бельчонка. Самым задиристым был волчонок, каждый раз, когда бельчонок скучал, он подбегал к нему и легонько кусал.

Так продолжалось достаточно долго. Однажды вечером за ужином, мама-белка спросила у бельчонка как дела в школе, он не выдержал и расплакался. Папа-белка выслушал его ситуацию и сказал, что любые проблемы надо научиться решать самому. Никто не поможет в этом жестоком мире. Мама-белка согласилась и сказала, чтобы сын завтра пошёл в школу и поговорил с волчонком. Но бельчонок сильно боялся, что его опять укусят.

По дороге в школу он опять заплакал и остановился около большого дерева, чтобы вытереть слезки. Вдруг раздался старческий женский голос откуда-то сверху. Это была сова, ее заинтересовал плачущий бельчонок. Она спросила, что случилось, выслушала проблему и сказала, что существует где-то в лесу озеро решения проблем, где каждый, кто выпьет воду поймёт, как можно решить сложившуюся ситуацию.

Бельчонок вытер слезы, поблагодарил сову за совет и вместо того, чтобы пойти в школу, пошёл в лес искать озеро. Долго он шёл, часто слышал непонятные шорохи где-то в кустах, и убегал от них подальше. Впереди он увидел лису и решил спросить у неё, где же ему искать озеро. Но лиса ответила, что все это выдумки, никакого озера не существует и что бельчонка обманули. Лиса махнула своим рыжим хвостом и скрылась в чаще леса. Бельчонка охватили сомнения. Почему сова сказала, что озеро есть, а лиса сказала, что нет. Кто из них прав, а кто обманывает, а если обманывает, то с какой целью? Вдруг он услышал жалостный писк. Он побежал на звук и скоро увидел речку. На берегу лежал маленький птенчик и звал на помощь. Он ещё не умел летать и выпал из гнезда. Но самое страшное, было то, что к нему медленно подбиралась крупная змея.

Бельчонок был очень шустрым, оценив свои силы, он понял, что сможет быстро спасти птенчика. Так он и поступил. Моментально прыгнув и схватив птенчика, он вскарабкался на ближайшее дерево. Змея злобно и разочарованно зашипела и скрылась в кустах. Птенчик поблагодарил бельчонка за то, что он спас ему жизнь. Бельчонок вернул птенчика в родное гнездо и пошёл дальше искать озеро. Он решил, что лучше самому узнать истину, а не верить чужим словам.

Идя по руслу речки вниз, он встретил черепаху, которая лежала ногами к небу, и сама не могла перевернуться. Бельчонок помог ей встать на ноги и спросил, слышала ли она о озере решения проблем? Черепаха спросила зачем ему озеро, а когда выслушала, то задумалась. Прошло четверть часа, а она все молчала. Бельчонок потерял терпение и снова задал вопрос, но ответом ему была тишина. Внутри бельчонка боролись два чувства. Острое желание узнать ответ и нетерпение. Но желание узнать истину победило нетерпение. Бельчонок сел рядом с черепахой, успокоился и принялся дожидаться ответа. Прошло ещё немного времени, и черепаха сказала, что она знает где находится озеро и может его отвести. Бельчонок очень обрадовался и побежал впереди черепахи, но она ползла очень медленно. Радость от новости сменилась опять нетерпением, и бельчонок не знал, как поторопить черепаху. Он бегал кругами вокруг нее и очень скоро выдохся. Он присел отдохнуть, а черепаха постепенно удалялась вперёд. Пару раз он догонял ее, но быстро понял, что устаёт от этого ещё больше. Он решил двигаться в такт с черепахой и сумел подавить в себе нетерпение. Таким образом шли долго, а когда пришли к озеру, то вместо него была пустая яма, на дне которой росла трава. Бельчонок очень сильно разозлился. За потраченное время, за то, что поверил сове, на черепаху, что так долго мучила его.

Вдруг черепаха попросила его рассказать о путешествии, которое он проделал идя сюда. Бельчонок успокоился и рассказал о том, как мама и папа посоветовали решить проблему самому, как он встретил сову и узнал о озере, как встретил лису, которая обманула и сказала, что озера нет, затем помог птенчику и наконец встретил черепаху, которая так долго мучила его. На что черепаха ответила.

«Ты, бельчонок, на удивление храбрый. Но давай подумаем, что произошло на самом деле. Ты слушаешь родителей. Ты бесстрашный, раз помог птенчику. У тебя была проблема и ты решил ее решить. Ты поверил сове, но подумай сам, если бы такое озеро существовало, насколько бы его хватило? Каждый день у всех нас бывают проблемы и если каждый бы пил из озера, то оно бы давно закончилось. Все дело в том, что для решения проблем не нужно никакое озеро. Нужно читать книги и помогать другим. Мы сами помогаем друг другу решать проблемы. И ты тоже это делаешь.

Ты считаешь, что лиса тебя обманула, но ты видишь перед собой озеро, однако в нем нет воды. Значит, она не обманула, а не сказала всей правды. А может и не знала, что оно пустое.

Затем, ты помог птенчику, ты правильно оценил свои силы и сделал правильный выбор. И наконец, ты встретил меня. Я долго думала, как помочь тебе решить твою проблему, поэтому мы и здесь. Ты, бельчонок, преодолел нетерпение. Сумел унять в себе радость от новости, что оно существует и быстро сообразил, что до цели лучше идти медленно и спокойно, чем бежать сломя голову. Потому, что очень часто нас ждёт разочарование и сожаление от того, что наши ожидания не оправдались и мы в конце пути получаем совсем не то, чего хотели».

Бельчонок слушал и не мог поверить своим ушам. Неужели он такой храбрый и сильный? Раз он не испугался змеи и сумел победить самого себя, то чего тогда стоит победить волчонка?

Черепаха продолжила: «А знаешь, что самое главное, бельчонок? - тот отрицательно помотал головой, - а самое главное бельчонок, это надо читать книги и научиться самому рассуждать правильно и делать выбор. Оценивая свои силы помогать другим. Если ты не умеешь плавать, никогда не лезь спасать утопающего. А теперь ступай бельчонок и реши свою проблему».

Бельчонок радостный пошел в школу, а когда волчонок опять подошел к нему и хотел укусить, он сказал:

«Ты, волчонок, на удивление очень слабый и трусливый. Ты кусаешь только тех, кто слабее тебя и не может дать сдачу, мне жаль тебя волчонок». Волчонок только рассмеялся и опять укусил бельчонка. Но ему уже было не так больно, как раньше. Он начал рассуждать, как можно решить эту проблему и пошел в библиотеку читать книги, в которых, как мы все знаем, есть ответы на любые проблемы в нашей жизни.

Внезапно прилетела сорока и раструбила всем, что надвигается страшный пожар и очень скоро он будет тут. Всех охватила паника и зверята не знали, что делать. Бельчонок услышал крики и прибежал к другим. Он распорядился, чтобы зверята поспешили домой. Все ушли. Вдруг он услышал одинокий протяжный вой. Это выл волчонок. Он оказался запертым в классе. Все в спешке забыли о нем, а он уснул и теперь просил о помощи. Бельчонок недолго думая побежал в учительскую и начал искать ключ от кабинета. А пожар в это время был уже совсем рядом. Наконец бельчонок нашел где хранятся все ключи и схватив нужный, побежал к волчонку. Открыл дверь, и они вдвоем побежали в глубь леса подальше от пожара.

К счастью, люди сумели потушить пожар и более того, даже посадили новые деревья. А бельчонок подумал, что не все люди плохие, есть и хорошие. Одни рубят леса, ради своей наживы, а другие люди, наоборот, сажают леса, чтобы животные и люди могли укрыться в приятной тени, от жаркого палящего солнца.

Жизнь потекла по-прежнему. А однажды, волчонок подошел к бельчонку и сказал, что больше не будет его кусать, потому что он спас его и хочет, чтобы они дружили, более того, он будет защищать его. Бельчонок согласился и сказал: «А знаешь, волчонок, что самое главное? А самое главное, волчонок, надо читать книги, в них есть решения всех наших проблем».




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Логопед объясняет, что такое дикое животное, какие они бывают, чем отличаются от домашних животных.

Логопед:

Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы –
Всех их не пересчитать.
Обо всех не рассказать.

Теперь, мы поговорим о зверях, которые живут в нашем лесу (медведь, белка, заяц, лиса).

1. Отгадай загадки:

а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет?
б) Это что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы - уши больше головы?
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней?
г) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек?

2. Игра “Четвертый лишний”.

Дать полный ответ, объяснить почему?

(Здесь лишняя коза, потому что это домашнее животное.)

3. “Слова – признаки”.

Дать характерные признаки лисе. Лиса какая по окраске, кого цвета ее шубка? (Рыжая.)
Если лиса смогла перехитрить волка, то она какая? (Хитрая.)
Лиса обидела зайчика, то какая она? (Злая.)
Теперь надо ответить полным предложением. (Рыжая, хитрая, злая лиса.)

4. “Части тела”.

Использование слов в форме именительного и родительного падежей единственного и множественного числа. Подбор прилагательных к существительным, обозначающим части тела лисы. Логопед объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть нечто общее: голова, морда, шея, туловище, лапы, хвост.

5. “Чьи уши?”.

Логопед предлагает отгадать уши, какого животного они увидели:
Это уши зайца. Ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это заячьи уши.)

6. “Чьи следы?”.

Логопед предлагает отгадать следы, какого животного они увидели. Ребенок должен объяснить свой выбор полным ответом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это медвежьи следы, потому что у него большие лапы и острые ногти.)

7. “Чей хвост?”.

Логопед предлагает отгадать хвост, какого животного они увидели:
Это хвост белки. Ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это беличий хвост.)

8. “Слова действия”. Глаголы.

Логопед объясняет значение слов-действий на примере самого ребенка (он умеет прыгать, бегать...).
Далее появляется картинка лисы, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Лиса бежит. Лиса несет рыбу.)
Далее появляется картинка медведь, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Медведь собирает малину. Медведь ест малину.)
Далее появляется картинка белки, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Белка сидит на дереве. Белка грызет шишку.)
Далее появляется картинка зайца, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Заяц ест траву.)
Далее появляется картинка медведя, логопед спрашивает, что может делать это животное. (Медведи купаются.)

9. “Числительные”:

Согласование существительных с числительными. Особое внимание следует обратить на правильное согласование окончаний существительных с числительными.
Ребенок считает медведей по одному. (Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя.)

10. “Один – много”:

Логопед предлагает показать картинку, где много медведей, а где один. Ребенок показывает и говорит полным ответом. На этой картинке много медведей, а на этой картинке один медведь.

11. “Большой – маленький”:

Уменьшительно-ласкательная форма. Логопед объясняет ребенку, что животные отличаются друг от друга размером.
Логопед показывает на медведя и просит назвать это животное маленького размера (медвежонок) , далее назвать это животное большого размера (медведь) .
Далее ребенок называет остальных животных в соответствии с их размерами (зайчонок - заяц, бельчонок - белка, лисенок - лиса).

12. “Мама, папа и детеныш”:

Логопед предлагает отыскать маму, папу и их детеныша. Правильно их назвать.
Это семья белок. Мама бельчиха, папа белка и их детеныш бельчонок.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок.
Это семья лис. Мама лиса, папа лис и их детеныш лисенок.
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц и их детеныш зайчонок.

13. “Кто, где живет?”:

Логопед объясняет, что все обитатели земли где-то живут. У диких животных тоже есть жилище - свой дом. И их дома имеют свое название.
Ребенок называет дом животного и говорит полным предложением:

  • У лисы дом называется – нора. Лиса живет в норе.
  • У медведя дом называется – берлога. Медведь живет в берлоге.
  • У белки домик называется – дупло. Белка живет в дупле.

14. “Кто чем питается?”:

До этого занятия обсуждали, чем питаются звери в лесу. Теперь детям надо ответить чем питаются звери летом и зимой. Выслушав ответ, логопед объясняет, какое это животное.
Лиса летом и зимой питается мясом (заяц, куры) и рыбой. Это хищное животное.
Белка летом и зимой питается орешками и грибами, то есть грызет твердую. Это животное называют грызуном.
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Это травоядное животное.
Медведь летом питается мясом, ягодами. А зимой он сосет лапу. Это хищное животное.

15. “Предлоги”:

Логопед предлагает рассмотреть картинки и ответить кто, где находится. Проследить за правильным использованием предлогов в речи ребенка.
Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой.

16. “Составь рассказ по схеме”:

Логопед вместе с ребенком вспоминает значение схем, и составляют рассказ о животном. На пример:
Кто это? (заяц)
–> как называется его домик? (У него нет домика, он живет под кустами.)
–> чем питается? (Летом травой, зимой карой деревьев.)
> какую пользу приносит людям? (Люди едят его мясо, из шкуры делают шубу и шапку.)
Далее дети говорят о каждом диком животном.

17. “Кого не увидишь зимой”:

Логопед загадывает загадку: Какое животное из нашего занятия, мы не встретим зимой? (Медведя, потому что он зимой спит).

Литература:

  1. Брежнева Е.А., Брежнева Н.В. Хочу все знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. I: Мир вокруг. – 164 .: ил. – (Коррекционная педагогика).