Как победить ненависть любовью. Ненависть способна разрушить все

Как победить ненависть любовью

1. Все то, что в предыдущей главе сказано о злобе , полностью относится и к ненависти.

Как любовь обогащает нас тем, что мы любим, так ненависть ограничивает наши возможности быть счастливыми. Пока мы ненавидим или отвечаем антипатией на чью-то ненависть, мы направляем могучие созидательные силы души, которые могли бы поднять нам настроение и привести нас к недюжинным свершениям, в негативные каналы. И тогда эти силы готовят нам лишь разочарования, напасти и несчастья.

Своей ненавистью ты, можно сказать, добровольно становишься Золушкой в этой жизни, лишаешь себя возможности и способности жить в своем собственном «Королевстве Счастья». Все то время, когда неотступная мысль о предмете твоей ненависти вновь и вновь заставляет тебя бурно переживать былые несправедливости и обиды, то есть пока ты частью своей души живешь во тьме прошлого , ты остаешься слепым и невосприимчивым к радостям и счастью светлого настоящего , открытым лишь тому, что приносит страдание…

Это злосчастное состояние прекратится лишь тогда, когда ты научишься отвращать свой взор от безвозвратно прошедшего, сможешь сразу же заменять каждую едва возникшую мысль ненависти и обиды настойчивыми, истинными мыслями любви , сознательно нейтрализуя волны ненависти, возможно, направляемые на тебя, более сильными волнами любви.

Это переключение существенно облегчается упражнением в релаксации и постоянным осознанием присутствия Внутреннего Помощника во время медитации.

2. «Возлюби ближнего своего, как самого себя!» Таков был простой ответ величайшего знатока человеческих душ – Христа – на вопрос, как избавиться от мучительной ненависти.

На этот путь «самостоятельного выведения ядов» и восстановления нарушенного мира можешь вступить и ты, если поймешь, что основной смысл в последних словах: «…как самого себя» , и если ты научишься, прежде всего, утверждать, уважать, любить себя самого, то есть восстанавливать мир и гармонию с собой и в себе. Это вовсе не трудно, если во время медитации ты обратишься к Внутреннему Помощнику, сознательно соединишься, вступишь с ним в союз…

…И вновь придя к согласию с собой, снова начнешь доверять себе, доверять жизни , которая никогда не враждебна, а всегда дружелюбна, ты придешь и к согласию – миру – с другими, по-настоящему полюбишь их…

Как только ты преодолеешь ненависть в себе , ты преодолеешь ее и в другом человеке. Тот, другой, или, скорее, его Внутренний Помощник почувствует, что твое новое поведение – это выражение внутренней перемены в тебе, и соответственно его реакция будет позитивной.

Отношение окружающих к тебе гораздо меньше определяется тем, что ты говоришь и делаешь, чем тем, что ты думаешь и кто ты есть на самом деле. Твой голос определяет настроение других в гораздо большей степени, чем твои слова: их звучание, «унтертон» твоих слов, твои эмоциональные жесты – все это показывает, что ты на самом деле чувствуешь. Итак: не говорить о любви, а чувствовать ее; не разговаривать о доброте и понимании, а просто быть добрым . То, что ты есть , всегда говорит в два раза громче того, что ты говоришь .

Все живое, изголодавшееся по любви, которая не проповедь и не игра, а подлинное ощущение и действие, отвечает на такую любовь такой же безоглядной любовью. Тогда и становится ясно, насколько верны слова: «Немного любви одного человека к другому стоит больше, чем вся любовь к человечеству». Постоянная любовь преодолеет самую бездонную ненависть.

Давай столько любви, сколько можешь, следуй внутреннему порыву раздаривать себя, и увидишь, как ненависть превращается в симпатию и как на долю тебе выпадает дружба – там, где прежде царила вражда. Будь благосклонным и терпимым. Тогда даже твой прежний противник сочтет тебя вполне сносным и захочет помириться с тобой. Каждая посланная тобой мысль любви ослабляет чужую ненависть, увеличивает ее готовность превратиться в нечто иное. Нет лучшего средства для устранения ненависти в тебе и в других.

3. Раскин говорил: «Говорят, что человек бессердечен. Не верь этому, потому что это – неправда. Человек добр и великодушен; нужно только утверждать эти его качества, чтобы дать им развиться. И нужно учиться умению мысленно ставить себя на место другого. Если на глазах самого грубого мужика ребенок падает в воду, мужчина, даже рискуя жизнью, сделает все, чтобы ребенка спасти».

Если ты приучишь себя постоянно думать, что другой – тот, кого ты до сих пор ненавидел, способен только на доброе и хорошее, он вскоре проявит себя с лучшей стороны. Если ты только представишь, что в нем есть сила любви, и будешь вести себя по отношению к нему так, как будто эта сила уже живет в нем, ты запустишь в нем механизм развития этой силы – и он удивится этому не меньше, чем ты.

Исполненное веры утверждение, приятие некоей силы – в особенности, если это утверждение происходит во время медитации – позволяет этой силе в тебе точно так же, как и в другом, выйти на свет Божий и начать развиваться с немыслимой скоростью.

Занять эту новую внутреннюю позицию нетрудно: тебе просто нужно осознать, что точно так же, как в тебе, в другом тоже живет Внутренний Помощник , который желает тебе только добра и знает, что и то, и другое – составные общего блага , в силу чего твое благо – одна из необходимых предпосылок для блага общего.

Так же, как ты чувствуешь, что взаимопомощь – лучший вид самопомощи, так же это чувствует и Внутренний Помощник другого. И как ты себя по праву считаешь, в сущности, порядочным, всегда готовым к примирению и доброжелательным человеком, так ты с полным основанием можешь утверждать, что и другой – порядочный, неконфликтный и доброжелательный человек. Во всяком случае, всеми этими качествами обладает его Внутренний Помощник.

Покажи другому, что ты безоговорочно признаешь в нем благородный образ мыслей, и очень скоро он проявит себя как такой человек, которым ты его считаешь. Думай о нем только хорошее, говори о нем только доброе третьим лицам, всегда будь добродушен и приветлив с ним, и ты увидишь, как все неприятные чувства и дурное настроение тают как снег, уступая место силам любви и взаимопомощи.

Как ты сам безгранично доверяешь своему Внутреннему Помощнику, так и Внутреннему Помощнику в другом ты можешь подарить свое безоговорочное доверие и быть уверенным, что тебе, если ты разглядишь и признаешь в другом божественно доброе начало, ничего плохого от этого человека не будет. Это осознание и утверждение превращаютт всякую ненависть в гармонию. Поэтому во время медитации наполняй себя сознанием, выраженным такими словами:

«Как я един со своим Внутренним Помощником, так я един и с твоим Внутренним Помощником. Мы с тобой едины, и все, что происходит, служит нашему общему благу. Я един с духом любви, действующим во всем живущем. Все хорошо!»

Если ты сделаешь эту установку своим вторым «я» и, следуя Золотому Правилу, постоянно будешь думать о другом, относиться к нему так, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе, то вскоре заметишь, что твои мысли оживают в другом, а излучаемая тобой любовь многократно возвращается к тебе, все ярче освещая и преобразуя твою жизнь.

Из книги Кризис – время делать карьеру автора Исаева Виктория Сергеевна

Из книги Одержимость. Переворот в сфере коммуникаций GE автора Лейн Билл

14. Любовь – или ненависть – с первого взгляда Боб Нельсон, финансовый директор и вице-президент GE, как-то сказал: «Мне достаточно послушать чье-то выступление в течение пяти минут, чтобы сказать, подходит нам этот человек или нет». Заметьте, что он не сказал ни «хороший ли

Из книги Воля и видение. Как те, кто приходит позже остальных, в итоге заправляют рынками автора Теллис Джерард

Как победить бюрократию История исследовательского центра Xerox в Пало-Альто (PARC) – пример того, как бюрократия препятствует инновациям и какое организационное устройство может помочь избавиться от неё.К концу 1960-х успех Xerox в области копиров превратил её в гигантскую,

Из книги Переговоры о зарплате. Торг уместен! автора Поро Даниель

Из книги Элементарные законы Изобилия автора Джоул Клаус Дж

О созидании с любовью Все сказанное мною звучит разумно и кажется весьма простым, однако в течение всей жизни мы поступали противоположным образом. Лишь несколько раз у нас получалось действовать в соответствии с описанным мною способом. Такое удается, когда мы думаем о

Из книги Бойся… но действуй! Как превратить страх из врага в союзника автора Джефферс Сьюзен

Из книги Таинственный помощник внутри тебя автора Шмидт К. О.

Как победить страх смерти Страх смерти можно преодолеть двумя способами – извне с очень большой вероятностью, изнутри с абсолютной гарантией. Сначала о том, как «извне»:1. Один из моих знакомых преодолел парализующий волю страх перед несчастными случаями и страх смерти

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Из книги 99 + 1 способ быть счастливее каждый день автора Хейз Бонни

Из книги Азбука Эмоций – Эмоэнграмм автора Фич Лени

11. Занимайтесь любовью Секс является такой же здоровой потребностью для человека, как еда и сон, но, в отличие от области гастрономии, эту сферу жизни сопровождает такое количество мифов, предрассудков и домыслов, что даже в наш век открытой информации она продолжает

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Базовая пара Ненависть-Любовь НенавистьОписание формирования эмоэнграммыНенависть – устойчивая активная отрицательная эмоция человека, проявляющаяся как результат ситуации, проявления которой противоречат потребностям, убеждениям или ценностям человека,

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Из книги Клонирование бизнеса [Франчайзинг и другие модели быстрого роста] автора Ватутин Сергей

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

"...меня поражает, как же можно возненавидеть родного брата, сделавшего тебе столько добра!"

Из письма Татьяны Н.

Татьяна, здравствуйте! История ненависти так стара, что про первого завистника, восставшего против брата, рассказывается в самом начале Библии. И нам стоит отнестись к этому повествованию крайне серьезно. Хотя бы потому, что там показан механизм зарождения злобы в сердце человека.

Итак, после грехопадения и изгнания из рая у Адама с Евой родился первенец. И сказала Ева: "Приобрела я человека от Господа". Имя Каин как раз и означает "приобретение". Скорее всего Ева посчитала, что ее ребенок - дар Божий, она надеялась, что Каин и станет тем, кто сумеет сокрушить власть дьявола: помните, как после грехопадения Бог пообещал, что от "семени жены" появится Тот, Кто поразит в голову змия-искусителя? Ева-то, конечно, эти слова обетования не могла забыть, и в Каине были сосредоточены все ее надежды на возвращение к прежней жизни в Эдемском саду. А вот на второго сына, на Авеля таких надежд она не возлагала. Потому и назвала его Авель, что по-древнееврейски означает "пар, дуновение ветра, или...ничто, тщета". Возможно, Каин с самого начала не оправдал ожиданий матери - так бывает! - и по поводу Авеля решили иллюзий уже не строить.

И был Авель пастухом, а Каин земледельцем. Однажды братья решили принести Богу жертву. Каин принес "от плодов земли", а Авель - овец из своего стада, лучших овец. Понятно, что Господь не нуждается ни в плодах, ни в овцах, даже самых лучших. Смысл жертвы, приносимой Богу, в том, что наше сердце, осознавая и свою греховность, и свою неразрывную связь с Творцом, демонстрирует это на вещественном уровне - ведь мы сами вполне себе материальны. Это нам, а не Богу, нужны и отменные плоды, и тонкорунные овцы, и много еще другого, но мы из любви к Господу отрываем насущное от себя. Отдавая лучшее, а не по принципу: "На тебе, Боже, что нам не гоже!"

Каин над выбором не заморачивался, он отдал, как отметился. И оказалось, с Богом так нельзя. Неискренность, фальшь в отношениях со Всевидящим не проходят. Не в том смысле,что Господь этого не прощает. Нет, Он Всемилостив, и мы в этом еще убедимся. А в том, что червячок самонадеянности: "Чего прогибаться!", слишком быстро превращается в змия-губителя. Качество жертвы и небрежность, с которой Каин ее принес, свидетельствовали: он не считал, что отношения с Богом стоят особенного внимания и усилий. Полагаю, не нам осуждать Каина за это.

И сказано, что принял Господь дар Авеля, а дар Каина - нет. Почему так? Во-первых, это право Господа: принимать жертву или не принимать. А во-вторых, жертва Богу - дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное. А этого-то Каин и не преподнес.

Увидев, что жертва брата принята, а его нет, огорчился Каин, поникло лицо его. Вот и мы часто, делая что-то для Бога или для ближних, ждем за это награды. И не получая ее, становимся печальны и раздосадованы - так выясняется, ради чего были наши усилия: ради поощрения или ради самой радости быть сопричастными добру и Богу.

И явился Господь Каину: удивительно, Бог явился не Авелю - праведнику с чистым, открытым сердцем, а его брату, в сердце которого уже закралась зависть, лицо исказила злоба. Да, Господь явился грешнику - чтобы остановить, вразумить: Бог ведь приходит спасти не праведников, грешников. И сказал Он Каину: "Почему ты огорчился? Отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, разве ты не поднимаешь к небу лица твоего? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним". Бог дает возможность Каину, в сердце которого уже поселилась зависть, увидеть, что же с ним происходит! Остановиться, покаяться! И тут мы слышим из уст Господа один из важнейших законов духовной жизни: "Если не делаешь доброго, то у дверей лежит грех - то есть, если ты уже не способен сделать добро с чистым сердцем, не формально, а искренне, это значит, что грех уже здесь, рядом, при дверях! Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним!" - предостерегает Бог.

Бесполезно, буквально следующая фраза Книги Бытия звучит так: "И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его". Библия - обратите внимание! - не останавливается ни на вероломстве Каина, ни на чистоте ничего не подозревающего Авеля, равно как и на подробностях самого братоубийства - первого убийства на земле. Детали не столь важны. Важен духовный закон, открытый для нас Господом: "Если мы творим добро, значит, мы еще с Богом, если мы не способны на добрый поступок (вот уж где можно себя проверять, испытывать свое сердце!), значит, грех рядом, у порога нашей души. Но еще есть шанс, еще возможно остановиться! Он, грех, нас влечет, но нам подвластно господствовать над ним! И если мы себя на этом этапе не остановим, если не прислушаемся к голосу Бога, а наша совесть - это и есть голос Бога в нас, то финал будет страшен!" Каин не способен искренне творить добро и его сердце становится вместилищем, которого ищет дьявол: таков объективный закон, фиксирующий, как человек отдает свое сердце либо Богу, либо врагу рода человеческого. Зло влечет, и если ты пассивен, если не в состоянии стать соработником Бога в делании добра, то, хочешь ли ты того, не хочешь, грех унесет тебя в адовы бездны. Кстати, зависть проворнее всех других страстишек, готова открыть врата нашей души дьяволу.

И еще. В Библии есть знаменательные слова: "Если приступаешь служить Богу, приготовь душу твою к искушению". Это связано с действием греха, с действием сатаны. Если сделал доброе, значит, готовься к испытанию на то, ради чего ты это сделал - из любви ли? И насколько у тебя этой любви хватит. С другой стороны, если после хорошего дела следуют серьезные испытания, значит, ты действительно сделал что-то доброе.

Но вернемся к братоубийце Каину. И сказал Бог Каину: "Где Авель, брат твой?" - Господь дает Каину еще одну возможность одуматься, покаяться. Но что мы слышим в ответ? Дерзкое и не менее глупое: "Не знаю; разве я сторож брату моему?" Как Адам после грехопадения пытался спрятаться от Всевидящего в кустах, так и Каин пытается Всезнающего обмануть: грех всегда ослепляет, так что человек теряет способность правильно воспринимать Бога. Ослепленному грешнику начинает казаться, что он сможет обвести вокруг пальца, обмишурить - Самого Бога. И тогда Господь возвышает свой глас. И сказал Господь: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли! И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей! И когда ты будешь возделывать землю, она не станет больше давать силы своей для тебя. Будешь ты изгнанником и скитальцем на земле!" И вот тут-то раскаты Божьего гнева дошли до сердца братоубийцы Каина, и осознал он свою вину, и покаялся, и взмолился о пощаде.

"Исповедание достаточное, но не благовременное, - пишет святитель Иоанн Златоуст. И добавляет: - Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения". Но время-то как раз и было упущено. Судите сами, грех всегда инструмент смерти: и физической, и духовной. Через грех смерть входит в наш мир, ведь Бог смерти не сотворил, Он создал людей бессмертными. Авель был первым умершим на земле. Но и Каин - первый убийца, совершив страшное злодеяние, погубил свою душу. И если Адама и Еву за их грехопадение в Раю Бог не проклинает, Он проклинает за них змия-искусителя и землю, то на Каина Господь накладывает проклятие. Какое? Земля - опора человека в нашем мире, перестает быть твердыней надежности, говорят, она содрогалась, начинала ходить ходуном там, где ступал Каин. "Земля горит под ногами", - скажем мы о человеке преступном. И есть ли у такого шанс спастись? Об этом, а также о том, кто из нас носит каинову печать, что делать, если тебе завидуют и ненавидят, и как побеждать зло добром, речь в следующем материале.

Святые о грехе зависти

"Лучше иметь змею, клубящуюся в утробе, нежели зависть, внутри гнездящуюся. Змея, находящаяся во внутренности, когда есть для нее другая пища, не трогает тела человеческого; зависть же, хотя бы предложили ей тысячу снедей, пожирает самую душу, со всех сторон ее грызет, терзает и рвет; для нее нельзя найти никакого успокоительного средства, которое сокращало бы ее неистовство, кроме одного только - несчастья с благоденствующим... Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно - вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение... Не давай зависти овладевать душой, потому как если она там угнездится, то уже не оставляет гнезда, пока не доведет душу до последней степени безрассудства".

Святитель Иоанн Златоуст

"Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро".

Святитель Василий Великий

0 3 392 0

Ненависть не появляется спонтанно. Она начинается со злости. И если злость и гнев является заложенным природою чувством, то озлобленность и ненависть – творение человека. Для лучшего понимания разницы между этими чувствами, необходимо рассмотреть каждое из них по отдельности.

  1. Злость и гнев – чувства, возникающие, как правило, на почве несправедливости. Такие эмоции вполне приемлемы, так как они заставляют субъект предпринимать определенные меры, связанные с улучшением качества жизни. Отличаются друг от друга только интенсивностью с которой испытываются субъектом.
  2. Озлобленность и ненависть – длительное и неудовлетворенное чувство злости и отвращения. Может проявляться как в отношении определенных живых существ, так и к миру в целом. Как и в предыдущем случае, отличаются друг от друга интенсивностью с которой испытываются субъектом.

Как ненависть влияет на человека

Любые эмоции, в зависимости от их качества, влияют на организм человека.

Наивысшими качествами обладают светлые чувства, такие как: любовь, доброта и благодарность. Чувства с самыми низкими качествами – озлобленность и ненависть. Именно низкокачественные эмоции способные причинить человеку вред, среди которого:

  1. Длительные депрессии.
  2. Отстраненность от привычной жизни в социуме.
  3. Развитие болезней в разных органах тела.
  4. Психические расстройства на почве неудовлетворенности собой.
  5. Обрывание связей с родными и близкими.
  6. Неудачи на работе и в личной жизни.
  7. Потеря желания и возможностей к самореализации.

Озлобленность на мир и людей

Подобная ненависть проявляется у людей, у которых создалась непреодолимая пропасть между желанным видением мира и социума, и миром, которым он есть в реальности. Также эта негативная эмоция проявляется в отношении некоторого слоя общества, объеденного общими характеристиками. Обычно, ненависть испытывают такие люди:

  1. Завистливые.
  2. Нереализованные как личности.
  3. Нереализованные как специалисты в определенной сфере.
  4. С недостатком любви в детстве и во взрослой жизни.
  5. Ограниченные чем-то или чего-то лишенные.

Ненависть к конкретному человеку

Ненавидеть конкретного человека можно по вполне объяснимым причинам.

К примеру, можно рассмотреть отвращение к бывшему мужу. Допустим, женщина ненавидит своего бывшего из-за его пристрастия к спиртному, некультурной речи или неуважению к ней. Возможно, он ее избивал или же как-то по-другому подавлял ее потенциал. В таком случае вполне понятен ее негатив в отношении к этому человеку. Но в реальности эта женщина ненавидит не только поступки бившего. Она ненавидит разрушенную им мечту об идеальном браке и идеальном муже.

Также рассмотрим озлобленность в отношении начальника. Он грубый, заваливает работой, никогда не благодарит, лишает премии и вообще всецело несправедлив. И даже в таком случае подчиненный ненавидит не одни лишь личностные качества начальника. Это негативное чувство касается той же самой разрушенной мечты. В данном случае личное видение идеальной работы никак не совпадает с реальностью. Прямо или косвенно человек винит в этом начальника, поэтому тот и становиться субъектом ненависти.

И если злость в данном случае стимулирует человека на поиски лучших вариантов для жизни, то ненависть делает все иначе.

Ненависть всецело поглощает. Она приводит к зацикленности на субъекте, к которому испытываются негативные чувства. А такое состояние чревато серьезными последствиями.

Ненависть к себе

Считается самой опасной. Она может быть скрытой, а может быть явной.

Скрытая

Часто проявляется вместе с ненавистью к конкретному человеку, например, к тому же самому бывшему. В таком случае женщина ненавидит себя за свою слабость, неумение дать отпор, нерешительность и др. Подсознательно она винит себя также сильно, как и сознательно свое бывшего мужа.

Явная

Предполагает, что человеку отвратительна своя внешность, физические данные, умственные способности и др. Чаще всего отвращение к себе появляется на почве детских комплексов. И нередко в этом виновны сами родители. Даже самое обычно замечание «ты ведешь себя отвратительно» может серьезно навредить ребенку. Эти слова, повторенные множество раз, заставляют думать ребенка, что он отвратителен. Ведь родители – главные авторитеты в жизни ребенка, и они всегда правы. Поэтому родитель должен понимать важность каждого сказанного нелесного слова своему сыну или дочке.

Определение причины

Правильное определение причины озлобленности поможет быстрее справиться с ней. Для этого отлично подходит способ, которой предполагает наличие ручки и листа бумаги.

  1. Для начала необходимо написать все качества и поступки субъекта ненависти, которые вызывают отвращение. Такой список состоит из трех и более пунктов.
  2. Далее необходимо детально рассмотреть каждый пункт.

Почти все негативные качества со списка можно отыскать у многих других людей, даже у себя. Это не значит, что человек испытывает к себе ненависть. Это значит, что женщина или мужчина предвзято относятся к субъекту своих негативных чувств. Ведь в реальности существуют всего один-два пункта, которые действительно порождают отвращение. Они могут быть весьма серьезными, но могут быть и незначительными. И уже в зависимости от их типа необходимо подбирать тот или иной способ избавления от ненависти.

Поиск позитива

Позитив – это лучший способ избавления от негативных чувств. Для людей этот способ предполагает минимум усилий, так как приятные эмоции можно испытывать от чего угодно, например:

  • От общения с друзьями и близкими.
  • От прогулок на природе.
  • От посещения разнообразных мероприятий.
  • От взаимных чувств любви.
  • От занятия делом, которое человеку нравится.

Умение прощать

Прощение помогает избавиться от ненависти. Такое умение позволяет справится с многими жизненными неурядицами. Оно устраняет внутренний дискомфорт, причиненный другими людьми.

Человек, умеющий прощать, находится в значительно лучшем положении, чем человек, который и дальше продолжает реагировать на раздражители обидами.

Те, кто оставляет старые обиды в прошлом, намного меньше подвержены стрессам и депрессиям. У них крепче здоровье, а жизнь насыщенна приятными событиями.

Тем не менее, не каждый способен на этот великодушный поступок. Ведь возненавидеть проще, чем простить. Но важно всегда помнить, что умение прощать – это неотъемлемая часть высококачественной жизни.

Любовь к себе

Любовь к себе должна закладываться еще с детства.

Родители обязаны дать понять ребенку, что каждый человек красивый по-своему и заслуживает на любовь.

Чтобы побороть отвращение к себе и ненависть, человеку необходимо себя полюбить. Это чувство способно исцелять не только душу, но и тело. Существует много подтвержденных случаев, когда человек, изменив отношение к себе, совершенно менял свою жизнь в лучшую сторону.

Практически каждый из нас ощущал на себе деструктивное влияние ненависти. И не важно, как она зародилась внутри – появилась вследствие объективных причин или вызвана путем целой серии обстоятельств. Данное чувство практически не подвластно контролю со стороны человека – испытывая ненависть к людям, можно забыть о нормах морали, о приличии и тактичном поведении. Если вы не сможете найти ответ на вопрос как избавиться от злости и ненависти к определенному человеку, то можно испортить жизнь и отношения с теми, кто вам действительно небезразличен.

Учимся владеть собой и справляться с гневом

Чтобы научиться контролировать свои эмоции, психология рассматривает множество методик по управлению своим гневом. Рассмотрим самые действенные и популярные из них:

  1. Чтобы продолжать жить без гнева, еще древние мыслители предлагали самый действенный способ – найти причину простить обидчика. Если вы не хотите прожить всю свою жизнь в постоянных скандалах, неприятностях и обидах, то данное умение прощать просто необходимо. Вашему обидчику будет без разницы, страдаете ли вы, но время, потраченное на месть, желание сделать неприятелю больно, только отнимет ваши силы и здоровье, которые очень трудно восстановить после такого стресса;
  2. Прежде чем приступить к строительству планов мести, рассмотрите все причины – а так ли глубока ваша обида? Достоин ли оппонент вообще вашего внимания? Рекомендуется поставить себя на место вашего «врага», представить, о чем он думал и как мыслил, причиняя вам обиду – возможно, эти действия направлены на вас ввиду вашего поведения или поступков, которые и побудили человека нанести вам моральный вред. Возможно поступки противника — лишь отражение ваших действий по отношению к нему;
  3. Не забывайте про фактор современной жизни. Бешеный темп, с которым мы шагаем по жизни, постепенно изматывает человека, делает его нервозным. В таком состоянии очень трудно правильно расставлять приоритеты и трезво реагировать даже на безобидные колкости и ситуации. Не умея расслабляться, человек сам обрекает себя на негативные эмоции, которые могут выплеснуться в любой момент. Психологи рекомендуют научиться расслабляться и сбрасывать все негативные эмоции, которые начали зарождаться внутри вас;
  4. Многие ученые и врачи заметили и доказали, что всплеск негативных эмоций негативно сказывает на общем физическом состоянии человека. Начинают активно развиваться самые разные заболевания, вплоть до онкологии. Поэтому когда человек злится и не может справиться со своими эмоциями, он обрекает себя на проблемы со здоровьем и постоянные походы к врачам.

Мы рассмотрели ряд негативных воздействий и последствий, которые могут проявиться в результате злости и агрессии в адрес неприятного вам человека. Теперь рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут справиться с гневом:

  1. Чтобы не сломать свою жизнь, попробуйте выплеснуть накопившийся гнев любым удобным способом – кому-то помогает крик, кто-то пишет все свои обиды и переживания на лист бумаги и потом рвет на мелкие кусочки. Многие психологи рекомендуют заняться спортом – физические нагрузки отлично снимают стресс, заставляя забыть всю ненависть и негативные эмоции в отношении какого-либо лица;
  2. Чтобы ответить на вопрос – как справиться с ненавистью к определенному человеку или людям в целом, необходимо просто расслабиться и подумать. Если злоба овладеет вашим разумом, вы подвергнете себя и окружающих серьезной опасности. Не стоит идти на поводу у вашего гнева – остыньте, подумайте о последствиях. Если вы будете идти на поводу у эмоций, последствия такого выбора будут непредсказуемыми и не приведут ни к чему хорошему;
  3. Ненависть – негативное явление. Она блокирует разум и делает с человеком невообразимые вещи. Если вы не сможете погасить в себе гнев и обиду, вы создадите благоприятную почву для нежелательных действий и ошибок;
  4. Не стоит затягивать с избавлением от негативных эмоций – бесспорно, человек вас обидел, человек заставил вас переживать. Но не стоит копить в себе ненависть. Просто пересмотрите свои отношения с данным человеком, если все очень плохо – «сожгите мосты» и вычеркните его из вашей жизни. Необходимо жить будущим и не оглядываться в прошлое – только так вы сможете быть счастливым;
  5. Не стоит нагнетать обстановку вокруг конфликта и неприятностей, которые принес вам человек или люди. Это не ваши проблемы, а слабость оппонента. Оставьте все дурные мысли – человек сам себя наказал тем, что потерял вас как друга, надежного и верного человека. Не стоит опускаться до его уровня;
  6. Уметь справиться со своими эмоциями – удел сильных мира сего. Данный опыт только закалит характер умного и рационального человека, сделав невосприимчивым к «людям» дурного склада характера. Прошлое всегда будет прошлым и былое уже не вернуть. Так зачем думать и переживать неприятные эмоции, если можно их отпустить и ясным, чистым и трезвым взглядом смотреть в светлое будущее.

Теперь вы знаете как избавиться от чувства ненависти и спокойно можете продолжать жить и радоваться жизни. Ненависть – страшная вещь, которая может «сжечь» человека изнутри, превратив его в настоящего монстра, не способного мыслить трезво и здраво. «Взорвавшись», вы в конечном итоге будете испытывать лишь растерянность, гнев и страх, которые впоследствии скажутся на здоровье.

Чтобы забыть об обиде, вспомните все хорошее, что с вами случалось в жизни. Следует помнить, что все, что происходит с вами, направлено на закалку вашей силы воли. По прошествии многих лет вы оцените данный урок и лишь усмехнетесь своим переживаниям и обидам.

Если вы сомневаетесь в том, что сможете справиться с возникшими проблемами самостоятельно, обратитесь к квалифицированному психологу.

БОРЬБА С ГНЕВОМ И НЕНАВИСТЬЮ

Если вы находите человека, в которого попала стрела, вы не должны тратить время на то, чтобы выяснить, откуда эта стрела прилетела, или узнать касту человека, который ее пустил, или понять, из какого дерева она сделана, или разобраться, как сделан ее наконечник. В первую очередь, вы должны ее извлечь. Сейчас мы рассмотрим некоторые "стрелы", негативные состояния ума, которые разрушают наше счастье, а также соответствующие противоядия. Все негативные ментальные состояния являются для нас препятствиями, но мы начнем с гнева, злости, одного из мощнейших блоков. Философ-стоик Сенека описывает ее как "наиболее ужасную и неистовую среди всех эмоций". Разрушительные эффекты гнева и ненависти подтверждаются научными исследованиями. Однако нам вряд ли требуются научные доказательства, чтобы понять, каким образом эти эмоции затуманивают наше суждение, вызывают ощущение крайнего дискомфорта или вносят хаос в наши отношения с людьми.

Все это мы знаем из собственного опыта. Однако за последние несколько лет была проделана немалая научная работа по изучению отрицательного действия злости и враждебности на физическое состояние человеческого организма. Множество исследований показывают, что эти эмоции часто приводят к болезням и преждевременной смерти. Такие ученые, как доктор Рэдфорд Уильямс из Дюкского университета и доктор Роберт Саполски из Стэнфордского университета провели исследования, доказывающие, что злость, ярость и враждебность особенно разрушительно действуют на сердечно-сосудистую систему. Это утверждение подтверждено таким количеством доказательств, что сегодня злость и враждебность рассматриваются в качестве факторов риска сердечных заболеваний, равных или даже больших по значимости, чем такие традиционные факторы, как высокий уровень холестерина или высокое кровяное давление.

Теперь, когда мы приняли утверждение о вредном действии злости и ненависти, возникает следующий вопрос: как с ними справиться? В свой первый день в качестве психиатра-консультанта в медицинском учреждении я шел по коридору в свой новый кабинет в сопровождении одного из работников этого учреждения, когда услышал в холле крики, от которых стыла кровь в жилах...
— Я злюсь...
— Громче!
— Я ЗЛЮСЬ!
— ГРОМЧЕ! ПОКАЖИ МНЕ ЭТО. Я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ!
— Я ЗЛЮСЬ! Я ЗЛЮСЬ!! Я ТЕБЯ НЕНАВИЖУ!!! Я ТЕБЯ НЕНАВИЖУ!!

С тревогой в голосе я заметил шедшей рядом сотруднице, что, на мой взгляд, у этого пациента серьезный кризис, который нуждается в немедленном внимании. "Не беспокойтесь, — засмеялась она. — Просто там, в холле, проходит сеанс групповой терапии, цель которой — помочь пациентам встретиться лицом к лицу со своей злостью". Позже в тот же день я лично встретился с кричавшей пациенткой. Она казалась очень уставшей. "Я чувствую себя такой расслабленной, — сказала она, — по-моему, эта терапия все же дала результат. У меня такое чувство, что я избавилась от всей своей злости". Однако на следующем занятии она заявила: "Наверное, мне вчера не удалось избавиться от всей своей злости. Сразу же после того, как я вышла отсюда и собиралась выехать со стоянки, какой-то придурок подрезал меня... и я просто вышла из себя! Я продолжала ругать этого идиота про себя всю дорогу до дома. По-моему, мне следует посетить еще несколько подобных сеансов, чтобы окончательно избавиться от гнева". Далай-лама считает, что борьбу с гневом и ненавистью следует начинать с изучения природы этих разрушительных эмоций.

— Вообще говоря существует множество различных типов разрушительных, или негативных эмоций — самомнение, высокомерие, ревность, желание, похоть, косность и т. д. Ненависть и злость считаются наиболее негативными среди всех этих эмоций, так как создают наибольшие препятствия развитию сострадания и альтруизма, разрушают добродетель и душевное спокойствие.

Существует два типа гнева. Первый тип может быть позитивным, в зависимости от мотивации индивидуума. Человек может злиться из сострадания или чувства ответственности. Гнев, мотивированный состраданием, может быть использован в качестве катализатора для позитивного действия. В таких обстоятельствах злость как человеческая эмоция может стать силой, определяющей действие. Она создает энергию, позволяющую индивидууму действовать быстро и решительно, и может быть мощным мотивирующим фактором. Таким образом, этот тип гнева может быть позитивным. Но обычно, хотя этот вид гнева и может выполнять защитные функции и порождать дополнительную энергию, эта энергия является слепой, поэтому неизвестно, окажется ли она конструктивной или деструктивной.

Таким образом, хотя в некоторых редких обстоятельствах определенные виды злости могут носить позитивный характер, в общем злость приводит к нарушению душевного равновесия и ненависти. Что же касается ненависти, она никогда не бывает позитивной. У нее вообще нет преимуществ, она всегда полностью негативна. Мы не можем преодолеть злость и ненависть, просто пытаясь подавить их. Нам нужно активно развивать в себе противоядия против ненависти: терпение и терпимость. Согласно модели, которую мы рассмотрели выше, для успешного развития в себе терпения и терпимости вы прежде всего должны развить в себе энтузиазм, сильное желание. Чем сильнее ваш энтузиазм, тем больше ваша способность противостоять трудностям, встречающимся на этом пути. Развивая в себе терпение и терпимость, вы в действительности сражаетесь со своей ненавистью и злостью. Так как этот процесс — борьба, вы стремитесь к победе, но в то же время не должны исключать возможность поражения. В этой борьбе вы не должны терять голову и отдавать себе отчет в сложности и разнообразии возникающих проблем. Вы должны быть способны противостоять им. Тот, кому удается добиться победы над ненавистью и злобой в такой жесткой борьбе — настоящий герой.

Именно об этом мы должны думать, развивая в себе сильный энтузиазм. Энтузиазм приходит в результате изучения и анализа положительных эффектов терпимости и терпения, а также отрицательных эффектов злости и ненависти. И само это действие, само понимание создаст стремление к чувствам терпимости и терпения и сделает вас более острожными в подходе к злым и связанным с ненавистью мыслям. Обычно мы не очень заботимся о чувствах злости и ненависти, они приходят и уходят сами по себе. Но как только мы разовьем в себе внимательное отношение к этим эмоциям, оно послужит превентивной мерой, которая в большинстве случаев позволит избежать злобы и ненависти в большинстве случаев.

Деструктивные эффекты ненависти очень заметны, очевидны и проявляются немедленно. Так, например, когда в вашем уме возникает очень сильная мысль о ненависти, в тот же момент она полностью овладевает вами и разрушает ваше душевное спокойствие. Злость и ненависть захватывают лучшую часть вашего мозга, отвечающую за объективность суждений и анализ последствий ваших действий. Вы утрачиваете способность судить здраво и словно сходите с ума. Таким образом, злость и ненависть порождают внутри вас полную сумятицу, которая усугубляет ваши проблемы и затруднения. Ненависть вызывает заметные и неприятные изменения даже на физическом уровне. В момент, когда возникают сильные чувства злости или ненависти, как бы человек ни пытался это скрыть, его лицо неузнаваемо искажается. Это очень неприятное зрелище, кроме того, этот человек начинает излучать чрезвычайно враждебную вибрацию, что ощущают все окружающие. У них возникает такое чувство, что из тела этого человека исходит осязаемая злость. Ненависть и злость способны чувствовать не только люди, но и животные, которые начинают избегать человека, испытывающего это отрицательное чувство. Когда человек копит в себе ненависть, он может потерять аппетит и сон, его снедает беспокойство и напряженность.

Все это позволяет сравнивать ненависть с врагом. Этот внутренний враг делает все, чтобы повредить нам. Это — наш настоящий враг. У него нет иных стремлений, как только вредить нам. Тем не менее он отличается от обычного врага. Обычный враг, человек, которого мы считаем врагом, предпринимает некоторые действия, направленные нам во вред, но помимо этого, у него есть и другие функции; ему нужно спать, ему нужно есть. Таким образом, он не может вредить нам 24 часа в сутки. У ненависти же нет других функций и другой цели, она только вредит нам. Осознав этот факт, мы должны сказать себе, что никогда не дадим этому врагу — ненависти — возможности появиться внутри нас.

— Что вы думаете о методах восточной психотерапии, которые поощряют проявления таких отрицательных эмоций, как злость?
— Я считаю, что существуют разные ситуации, — объяснил Далай-лама. — В некоторых случаях чувства злости и обиды произрастают из каких-то событий в прошлом — оскорбления и т. п. — и долгое время накапливаются. Существует тибетская поговорка: "Если в ушной раковине есть боль, просто выдуйте ее". Другими словами, если что-то блокирует ваше ухо, продуйте его, и проход очистится. Все точно так и здесь — можно представить себе ситуацию, в которой проблемы злости можно решить, только дав ей волю.

Тем не менее в большинстве случаев злость и ненависть, оставленные без контроля, имеют тенденцию усиливаться и разрастаться. Если вы постоянно поощряете их и проявляете, это приведет к их росту, а не к исчезновению. Поэтому я считаю, что лучший путь борьбы с этими негативными эмоциями — внимательность и активные действия.

— Если вы считаете, что проявление, или высвобождение, злости не является решением проблемы, что же является? — поинтересовался я.
— Во-первых, чувства злости и ненависти рождаются в уме, потревоженном неудовлетворенностью. Таким образом, вы можете заранее подготовиться, развивая в себе удовлетворенность, доброту и сострадание. Это даст вам определенное душевное спокойствие, которое во многих случаях предотвратит возникновение злости. Если все же злость овладела вами, вы должны непосредственно проанализировать ее. Выясните, какие факторы привели к ее появлению. Затем, анализируя глубже, постарайтесь понять, является ли гнев в данной ситуации адекватной реакцией, конструктивен он или деструктивен. Постарайтесь также проявить определенную внутреннюю дисциплину, применив против гнева противоядия: мысли о терпении и терпимости.

Далай-лама помолчал, затем закончил ясным, твердым голосом:
— Единственное, что способно защитить вас от разрушительных эффектов гнева и ненависти, — это терпимость и терпение, которое вы развили в себе.

И вновь традиционная мудрость Далай-ламы полностью согласуется с научными данными. Эксперименты доктора Дольфа Циллманна из Алабамского университета доказывают, что злые мысли вызывают физиологическое возбуждение, а это делает человека еще более уязвимым для злобы. Злоба порождает злобу; чем сильнее наше возбуждение, тем более легкой жертвой мы становимся для провоцирующих гнев стимулов окружающего нас мира. Если злость не контролировать, она растет. Как же нам с ней справиться? Далай-лама считает, что просто дать выход злости и ярости — не лучший вариант. Терапевтический метод открытого проявления злобы с целью достижения катарсиса, по-видимому, основан на теории эмоций Фрейда, так называемой гидравлической модели: возникшее давление должно быть устранено. Идея избавления от злости путем ее проявления кажется простой и красивой, но, к сожалению, она неэффективна. Множество исследований, проведенных за последние четыре десятилетия, доказали, что вербальные и физические выражения злости не рассеивают ее, а лишь усугубляют. Так, например, доктор Аарон Зигман, психолог и специалист в области злобы из Мэрилендского университета, считает, что регулярные проявления злости и ярости запускают в организме системы возбуждения и биохимические реакции, которые наносят вред нашим артериям.

Таким образом, дать волю своей злости — не значит избавиться от нее. Не более эффективно игнорировать ее или думать, что ее не существует. Как мы уже обсудили..., невозможно избавиться от проблем, просто избегая их. Так где же наилучший выход? Интересно, что большинство современных ученых психологов — в том числе доктор Циллманн и доктор Уилльямс — соглашаются, что наиболее эффективным путем являются методы, очень похожие на те, которые предлагает Далай-лама. Так как общий стресс повышает уязвимость психики для факторов, способствующих возникновению злобы, первый шаг является превентивным: развитие в себе внутренней удовлетворенности и спокойствия, как рекомендует Далай-лама. Когда же злость возникает, рассеять ее помогает активное осмысление, логический анализ и оценка мыслей, которые привели к ее возникновению. Эксперименты также подтверждают эффективность техник, которые мы рассмотрели выше, — например, техники смены точки зрения. Конечно же, все это гораздо легче проделать на низких уровнях гнева, чем на высоких, поэтому очень важно вовремя вмешаться и не дать злости и ненависти разрастись.

Учитывая огромную важность терпения и терпимости в преодолении злости и ненависти, Далай-лама подробнее остановился на их значении и значимости. — В повседневной жизни терпение и терпимость дают огромные преимущества. Так, развитие этих качеств позволяет нам построить и поддерживать душевное спокойствие. Таким образом, даже в чрезвычайно напряженных условиях человек, обладающий терпением и терпимостью, способен сохранять спокойствие и присутствие духа. Другое преимущество заключается в том, что, реагируя на трудные ситуации с терпением, а не со злостью, вы избавляете себя от потенциальных нежелательных последствий. Проявляя злость и ненависть, вы не только не защищаете себя от ущерба или обиды,

которые вам уже нанесены, но и создаете дополнительный источник для будущих страданий. Реагируя терпением и терпимостью, вы, несмотря на временный дискомфорт и обиду, избежите потенциально опасных долговременных последствий. Жертвуя малым, вы предотвращаете гораздо более серьезные ситуации и страдания. Если бы осужденный на смерть мог спасти свою жизнь, пожертвовав рукой, он был бы счастлив такой возможности. Смирившись с болью и страданиями, связанными с потерей руки, этот человек спас бы себя от смерти, которая является гораздо большим страданием.

— Для западного ума, — заметил я, — терпение и терпимость, несомненно, являются серьезными достоинствами, но в ситуациях, когда вас открыто предают, активно наносят вам обиды, проявления терпения и терпимости во многом схожи со слабостью, с пассивностью.

Далай-лама покачал головой в знак несогласия.
— Так как терпение или терпимость происходят из способности сохранять твердость и решительность в любых ситуациях, эти качества нужно рассматривать не как признаки слабости, а как признаки силы, проистекающей из глубинной способности сохранять твердость. Терпение и терпимость в сложной ситуации, в отличие от гнева и ненависти, требуют активных внутренних действий, которые возможны лишь в сильном дисциплинированном уме. Конечно же, в терпении, как и в большинстве других вещей, есть позитивные и негативные моменты. Нетерпеливость — это не всегда недостаток. Так, она может ускорить выполнение той или иной задачи. Даже в повседневных занятиях, например в уборке комнаты, если вы слишком терпеливы, вы будете двигаться медленно и работать неэффективно. Другой пример — нетерпение в достижении мира на земле, которая, конечно же, является позитивной. Но в сложных ситуациях терпение позволяет вам сохранять силу воли и контроль над собой.

Далай-лама замолчал, затем рассмеялся.
— Вообще, лучший выход, если это необходимо, — просто убежать, бежать и бежать многие мили!
— Не от всяких проблем можно убежать...
— Да, это так, — согласился он. — В некоторых ситуациях требуются активные контрмеры. И все же я считаю, что можно проявлять твердость и даже предпринимать активные контрмеры из чувства сострадания или из чувства заботы о других, а не из чувства гнева. Одна из причин, по которой необходимо принимать сильные меры против того, кто вам вредит, заключается в том, что, если оставить этого человека безнаказанным — какое бы действие против вас он ни совершил, — он может привыкнуть действовать подобным образом, что приведет его в конце концов к личной катастрофе. Поэтому сильные контрмеры необходимы, но, учитывая мои последние слова, их можно предпринимать из сострадания и заботы об этом человеке. Так, например, если говорить о наших отношениях с Китаем, мы пытаемся подавить в себе ненависть, которая периодически пробуждается и нарастает, и развить чувство сострадания по отношению к китайцам. Я считаю, что любые контрмеры становятся более эффективными, если предпринимаются без чувства злости и ненависти.

Итак, мы рассмотрели такие методы развития терпения и терпимости, избавления от гнева и ненависти, как рациональный анализ ситуации, расширение взглядов на вещи и всестороннее рассмотрение ситуации. Конечным результатом терпения и терпимости является всепрощение. Если вы обладаете истинным терпением и терпимостью, всепрощение приходит естественным образом. Независимо от того, как много негативных событий в вашем прошлом, вы можете избавиться от чувства злости и обиды, развивая в себе терпение и терпимость. Проанализировав ситуацию, вы поймете, что прошлое — это прошлое, поэтому нет смысла в гневе и ненависти, которая не только ничего не меняет, но и причиняет вам беспокойство и делает вас несчастливыми. Конечно же, вы можете помнить эти негативные события. Простить и забыть — разные вещи. Нет ничего плохого в том, чтобы помнить о своих бедах; если у вас острый ум, вы их никогда не забудете, — он засмеялся.—— Я считаю, что Будда помнил все. Однако с помощью развития в себе терпения и терпимости можно избавиться от негативных чувств, связанных с этими событиями.

МЕДИТАЦИИ НА ГНЕВ

Метод, который Далай-лама предлагает для преодоления злости и ненависти, предполагает рациональный анализ ситуации для определения причин гнева и противопоставления понимания разрушительным ментальным состояниям. В некотором смысле это можно рассматривать как использование логики для нейтрализации гнева и ненависти и развития в себе противоядий — терпения и терпимости. Однако это — не единственная его техника. В своих публичных выступлениях он приводит две простые, но эффективные медитации для преодоления злости.

Медитация на злость: упражнение 1

Представьте себе, что кто-то из знакомых, близких или дорогих вам людей попадает в ситуацию, в которой утрачивает контроль над собой. Вы можете представить себе, что ситуация связана со ссорой или какими-то личными неприятностями. Этот человек настолько зол, что полностью выходит из себя, создает очень негативные вибрации, даже начинает бить самого себя или окружающие его вещи. Затем задумайтесь над немедленными последствиями ярости этого человека. Вы увидите, что он изменяется физически. Человек, с которым вы ощущаете близость, которого вы любите, один вид которого доставлял вам удовольствие в прошлом, теперь превратился в чудовище в полном смысле этого слова. Причина, по которой я предлагаю вам визуализировать ярость кого-то другого, заключается в том, что недостатки окружающих заметить гораздо легче, чем свои собственные. Итак, используя свое воображение, выполняйте эту медитацию и визуализацию в течение нескольких минут.

Закончив визуализацию, проанализируйте ситуацию и соотнесите эти обстоятельства со своим личным опытом. Вспомните, что и вам не раз приходилось терять контроль над собой. Скажите себе: "Я никогда больше не поддамся влиянию такой сильной злобы и ненависти, в противном случае я буду очень похож на этого человека. Я так же буду страдать от всех этих последствий, утрачу душевное спокойствие, утрачу способность трезво мыслить, стану отвратительно выглядеть" и т. д. Приняв это решение, последние несколько минут медитации сосредоточьтесь на нем без всякого анализа; пусть ваш ум просто сосредоточится на решении не подпадать под влияние злости и ненависти.

Медитация на злости: упражнение 2

Давайте выполним еще одну медитацию с использованием визуализации. Начните с визуализации неприятного вам человека, человека, который вас раздражает, доставляет вам массу проблем. Затем представьте себе ситуацию, в которой этот человек выводит вас из себя или делает что-то, обидное для вас. Визуализируя это, постарайтесь естественным образом отреагировать; дайте волю своим естественным реакциям. Затем проанализируйте свое состояние, выясните, не усилилось ли ваше сердцебиение и т. д. Выясните, что вы ощущаете: комфорт или дискомфорт, покой или беспокойство. Изучите себя. Итак, в течение трех-четырех минут экспериментируйте и изучайте. Затем, если вы придете к выводу: "Да, нет смысла позволять этому раздражению развиваться, я теряю душевное спокойствие", скажите себе: "В будущем я никогда этого не сделаю". Выработайте в себе эту решимость. Наконец, в последние несколько минут медитации как можно глубже сосредоточьтесь на этом решении или решимости. Вот и вся медитация.

Оригинал взят у philologist в Х.К. Катлер и Далай-лама XIV. Как бороться с гневом и ненавистью Текст приводится по изданию: Его Святейшество Далай-Лама XIV, Х.К. Катлер. Искусство быть счастливым. Руководство для жизни / Пер. Чеботарев. - М.: София, 2003.