Методы диагностики и оказания психологической помощи семьям и детям, пострадавшим от насилия. Презентация, насилие IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия

Подобные документы

    Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения. Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми. Физическое, эмоциональное и вербальное, психическое и сексуальное насилие. Причины и источники насилия над детьми.

    реферат, добавлен 17.12.2011

    Параметры, по которым классифицируется насилие, наиболее вероятные его жертвы. Проблема сексуального насилия детей в современном обществе. Реакция на психологическую травму в разные периоды жизни ребенка. Особенности проявления симптомов ПТСР у детей.

    реферат, добавлен 24.01.2011

    Формы насилия, причиняемые детям. Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте. Насилие со стороны родителей. Основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

    реферат, добавлен 26.11.2010

    Статистика детей, подвергшихся домашнему насилию. Проектирование группы "Радужный мир" для психологической помощи жертвам насилия. Методика и формы коррекционной работы с детьми. Ресурсное, кадровое и правовое обеспечение проекта. Препятствия и риски.

    практическая работа, добавлен 20.12.2013

    Травмирующее события и его последствия для человека. Понятие и признаки посттравматического стрессового расстройства. Переживание сексуального насилия детьми. Поиск методов и форм психологической помощи при посттравматических стрессовых расстройствах.

    курсовая работа, добавлен 10.02.2014

    Принципы общения с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС). Группы пострадавших, организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС. Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ. Патологическое горе, его причины.

    реферат, добавлен 15.05.2014

    Виды психологических травм детей, их причины. Выявление группы детей с риском психологического травмирования в семье. Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.

    дипломная работа, добавлен 06.01.2011

    Виды психологических травм детей, их основные причины. Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования. Методические рекомендации воспитателям.

    дипломная работа, добавлен 24.12.2010

    Методы психологической диагностики. Проблема психологической готовности детей к школе. Факторы, которые влияют на неуспешность в будущем школьном обучении. Методы психологической диагностики будущих первоклассников. Профилактика школьной дезадаптации.

    курсовая работа, добавлен 23.03.2014

    Влияние развода на ребенка. Методы психологической помощи детям в ситуации развода. Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Особенности оказания психологической помощи в рамках сопровождения детей, пострадавших от сексуального насилия» Воронеж Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»

2 слайд

Описание слайда:

По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского ежегодно в России регистрируется 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми. Чаще всего жертвами насилия становятся дети в возрасте 3-7 лет.

3 слайд

Описание слайда:

Сексуально-порочное обращение с детьми - это проявленная по отношению к ребенку любая активность сексуального характера, которая выходит за рамки норм общения с ним. Сексуальное насилие над детьми – это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.

4 слайд

Описание слайда:

Виды сексуального насилия Сексуальное насилие, предполагающее физический контакт Сексуальное насилие, не включающее физический контакт

5 слайд

Описание слайда:

ст. 64 Семейного Кодекса РФ (защита прав и интересов детей возлагается на их родителей); ст. 56 Семейного Кодекса РФ предусматривает право самого несовершеннолетнего на защиту; ст. 56 Семейного Кодекса РФ п.3 должностные лица и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Правовые аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от насилия

6 слайд

Описание слайда:

1. установление контакта; 2. активное слушание; 3. оказание психологической поддержки; 4. уточнение запроса на помощь; 5. прохождение всех или основных этапов беседы (в зависимости от обращения); 6. фиксация случая жестокого обращения с ребенком; 7. заполнение формы сбора данных о ребенке, пострадавшем от жестокого обращения; 8. передача информации в орган опеки и попечительства. Алгоритм действий при сообщении о насилии:

7 слайд

Описание слайда:

1. динамику состояния; 2. степень разрешения проблемы /запроса; 3. полноту отработки обращения; 4. эффективность принятых мер по защите прав ребенка (обеспечение безопасности ребенка; осуществление поиска заинтересованных взрослых; передача информации в орган опеки и попечительства; установление контроля над ситуацией). Очень важно определить:

8 слайд

Описание слайда:

Основные принципы консультирования детей, пострадавших от сексуального насилия 1. Чуткость. 2. Отсутствие торопливости. 3. Аккуратность. 4. Особое внимание, понимание, поддержка. Общей целью в консультировании детей, переживших насилие, является уменьшение и ликвидация травматических переживаний, преодоление чувства собственной неполноценности, вины и стыда.

9 слайд

Описание слайда:

поддерживать способность дифференцировать взаимодействие с окружающими людьми; оценивать свое отношение к насилию; предоставлять возможность ребенку контролировать дистанцию между собой и консультантом; при установлении психологического контракта учитывать феномен сопротивления. Важно:

10 слайд

Описание слайда:

1. Кто такой психолог, зачем к нему идти? 2. Что подумают мои друзья, если узнают об этом? 3. Будет ли мне комфортно? 4. Сколько со мной будут беседовать? 5. Смогу ли закончить разговор, если мне не понравится? 6. Что я должен говорить о своей семье, неужели я должен говорить что-то плохое? 7. Расскажет ли этот психолог другим то, что я ему рассказал? Вопросы, которые могут возникнуть у ребенка, пострадавшего от насилия:

11 слайд

Описание слайда:

1. беспокойство за свою автономию; 2. отказ говорить или что-то делать; 3. чувство злости на психолога; 4. чувство страха рассказать о том, что произошло; 5. сопротивление, которое проявляется: в молчании, нежелании рассказывать до конца о том, что произошло и так далее. Проблемы, возникающие в процессе консультирования

12 слайд

Описание слайда:

1. искренний интерес; 2. дружелюбие; 3. душевность и «теплота», которая исходит от психолога. Преодолению сопротивления ребенка могут помочь:

13 слайд

Описание слайда:

1. фокусировки на травме; 2. оценки уровня факторов риска; 3. отношения ребенка с обидчиком. При оказании помощи важно опираться на принципы:

14 слайд

Описание слайда:

Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье - уменьшение и преодоление последствий травматических переживаний. Доля травмы в возникновении ПТСР составляет примерно 50 %, остальные 50 % определяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эффективностью оказываемой ему помощи.

15 слайд

Описание слайда:

Особенности консультирования ребенка, пострадавшего от насилия: 1. Оценка степени безопасности ситуации, в которой находится ребенок. 2. Формулирование вопросов. 3. Учет уровня личностного развития ребенка. 4. Использование приема активного слушания. 5. Оказание ребенку поддержки. 6. Разъяснение ребенку дальнейшего развития событий.

16 слайд

Описание слайда:

Неэффективно (может нанести вред): 1. спрашивать, не спровоцировал ли ребенок действия обидчика; 2. задавать вопросы, усиливающие чувство вины; 3. спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного сопротивления или не звал на помощь; 4. говорить о том, что бы вы сделали в подобной ситуации; 5. давать советы и навязывать собственные решения; 6. говорить “успокойся, не переживай...”, то есть отрицать чувства ребенка; 7. быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии; 8. говорить “я тебя понимаю...”; 9. слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи; 10. даже, если ребенок солгал, принять его информацию и позже обсудить, какие причины подтолкнули его к этому.

Ларина Галина
Презентация «Психологический портрет детей подвергшихся насилию»

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось : все это дела деликатные, внутри - семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия . Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей , чтобы это могло оставаться “частным делом”.

Цели психологической помощи детям-жертвам насилия определяются исходя из особенностей этих детей .

Оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают на личность ребенка разрушительное влияние.

Они вырастают мнительными, ранимыми, у них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей , в которых практикуется насилие .

Страхи, неспособность выразить чувства вербально, вовлечение в борьбу родителей, защитник матери, разочарование, отсутствие информации, чувство «заслуженности» жестокого обращения, чувство ненужности, изоляция, разноречивые чувства по отношению к отцу, чувство ответственности за насилие , постоянное возбуждение, переживания, противоречивость, страх быть покинутым, чрезмерная потребность во внимании взрослых. Боязнь телесных повреждений, стыд.

Дети, пережившие жестокое обращение, характеризуются следующим

отношением к себе и окружающим :

Они ощущают себя не такими, как другие, достойными любви, бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребёнок испытывает неуверенность, бессилие и беспомощность (позиция жертвы) . Возможен и другой вариант : подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой» , но под этой бронёй скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложнённое отчуждением от людей, голодом по любви и теплу. Они никому не доверяют, боятся других людей, считают их опасными, отрицают саму возможность обратиться к ним за помощью. Часто они стремятся спрятаться за спиной более «сильного» .

Им свойственна диссоциация, то есть разделённость различных сторон «я» . Для того, чтобы выжить, они вынуждены подавлять или вытеснять свои самые сильные чувства. В результате такого подавления происходит расщеплённость телесных ощущений и осознания. В момент жестокого обращения диссоциация помогает ребёнку справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, представить, что всё это происходит не с ним, а с кем-либо другим. В дальнейшем он привыкает разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня» , он «замораживает боль» , «каменеет» , «немеет» , чтобы ничего не чувствовать. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам…

У таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жёсткими, либо, наоборот, нечёткими, спутанными в своих проявлениях.

Психологические нарушения , характерные для фактора физического насилия , проявляются вскоре после начала физического насилия , независимо от возраста ребёнка или его половой принадлежности.

Испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Последствия перенесенного насилия :

К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию.

Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития , а также тяжелые социальные последствия.

Если ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию то :

ПОВЕРЬТЕ ЕМУ. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;

НЕ ОСУЖДАЙТЕ ЕГО. Ведь совершил насилие другой человек , а пострадал ребенок;

ВНИМАТЕЛЬНО, СПОКОЙНО И ТЕРПЕЛИВО ВЫСЛУШАЙТЕ его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;

НЕ ПРЕУМЕНЬШАЙТЕ ЕГО БОЛИ, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…";

НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ЕГО : если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие .

Публикации по теме:

Обеспечение эмоционального комфорта комфорта детей в соответствии с ФГОС до «Психологический комфорт в ДОУ» Обеспечение эмоционального комфорта комфорта детей в ДОУ в соответствиис ФГОС ДО «Психологический комфорт в ДОУ». Детский сад является.

Cлайд 1

«Профилактика жестокого обращения с детьми и семейного насилия» Родительское собрание

Cлайд 2

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое насилие, отсутствие заботы.

Cлайд 3

Физическим насилием считается умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни. К физическому насилию относится и бездействие, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Cлайд 4

Психическое насилие - это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п. Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.

Cлайд 5

Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или травме.

Cлайд 6

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), причинившее вред его физическому или психическому здоровью либо нарушившее его психосексуальное развитие.

Cлайд 7

Результаты анкетирования учащихся Атирской средней школы 1.Что, по вашему мнению, является насилием? 1.1 энергичное укачивание младенца («тряска младенца») – 15% 1.2 «шлёпанье» ребёнка за какую-либо провинность – 23% 1.3 лишение ребёнка еды в качестве наказания – 69% 1.4 оставление маленького ребёнка без присмотра взрослых – 26% 1.5 отказ от медицинской помощи ребёнку – 63% 1.6 запирание ребёнка в тёмной комнате, угрозы и запугивания – 74% 1.7 фотографирование ребёнка в обнажённом виде – 61% 1.8 предложение ребёнку попробовать спиртные напитки – 37%

Cлайд 8

2. Какова вероятность того, что вы сможете стать жертвой какого-либо насилия в течение ближайшего периода? 2.1 абсолютно уверен(а), что этого не произойдёт – 37% 2.2 вряд ли это случится – 23% 2.3 от этого не застрахован никто – 31% 2.4 этого избежать будет невозможно – 1% 2.5 затрудняюсь ответить – 8% 3.Считаете ли вы насилие в семье реально существующей проблемой в современном обществе? 3.1 да – 54% 3.2 нет – 14% 3.3 не задумывался(лась) над этим – 32%

Cлайд 9

4. Подвергались ли вы жестокому обращению, насилию в вашей семье? 4.1 да – 1% 4.2 нет – 99% 5. В чём проявлялось жестокое обращение с вами в семье? 5.1 физическое насилие – 5% 5.2 моральное, психологическое насилие – 7% 5.3 сексуальное насилие – 0% 5.4 пренебрежение нуждами ребёнка – 0% 5.5 никак не проявлялось – 88%

Cлайд 10

6. Каковы, по вашему мнению, причины насилия в семье? 6.1 злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и др.- 87% 6.2 отсутствие у родителей постоянной работы, низкая заработная плата – 16% 6.3 плохие жилищные условия проживания семьи – 15% 6.4 плохие отношения между родителями, другими родственниками – 38% 7. В случаях жестокого обращения с вами обращались ли вы за помощью? 7.1 да – 0% 7.2 нет – 46% 7.3 таких случаев не было – 50% 7.4 не думал об этом – 4%

Cлайд 11

11.Как вы самостоятельно защищаетесь от жестокого обращения в семье? 11.1 я могу постоять за себя – 16% 11.2 закрываюсь в своей комнате, в другом помещении – 6% 11.3 убегаю к другим родственникам, соседям – 5% 11.4 терплю и к этому уже привык – 2% 11.5 рассказываю об этом другому родителю, родственнику – 9% 11.6 нет жестокого обращения со мною в семье – 62%

Cлайд 12

12. Если бы к вам обратился друг за помощью в случае жестокого обращения с ним в семье, что бы вы сделали? помогу – 19% посоветую позвонить по телефону доверия или позвоню сам(а) – 4% позвоню по телефону доверия или в полицию – 7% расскажу учителю, своим родителям или др.взрослым – 8% расскажу взрослым или обращусь в полицию – 12% расскажу своим родителям, попрошу их помощи – 8% поговорю с другом, успокою, помогу психологически – 8% посоветую обратиться в полицию или сам(а) обращусь -10% помогу и позову друга к себе пожить – 5% не знаю – 10% поговорю с его родителями, помогу другу договориться с ними – 5% посоветую обратиться в службы защиты детей (КДН, род. комитет, суд) – 5%

Cлайд 13

13.Какие адреса помощи в таких случаях вы знаете? полиция (02) – 71% скорая помощь(03) – 17% пожарная служба (01) – 10% службы и телефоны доверия – 38% школа – 16% друзья, знакомые – 4% не знаю – 13% прокуратура – 1% органы опеки – 1% 911 – 4%

Cлайд 14

14.Если бы вы были Президентом страны, что бы вы сделали, чтобы оградить детей от жестокого обращения в семье? лишать родителей родительских прав, забирать детей из семьи – 19% лишение свободы – 17% издать необходимые законы, указы, ужесточить законы -17% давать штрафы в крупных размерах – 9% строго наказывать таких родителей - 19% усилить контроль над неблагополучными семьями – 5% запретить продажу алкоголя и наркотиков – 5% не знаю – 14% проводить работу с родителями (беседы, лекции, проверка на психические отклонения) – 5% интересоваться жизнью молодёжи и их проблемами – 4%

Cлайд 15

17. Имеется ли в вашем образовательном учреждении уголок безопасности, в котором указаны телефоны доверия различных служб, ведомств и правоохранительных органов? 17.1 да – 75% 17.2 нет – 5% 17.3 не знаю – 20%

Cлайд 16

Законодательство об ответственности за жестокое обращение с детьми Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ). (предупреждение или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей) Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Cлайд 17

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. ст. 110 УК РФ - доведение до самоубийства ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ст. 112 УК РФ - умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью ст. 113 УК РФ - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта ст. 115 УК РФ - умышленное причинение легкого вреда здоровью ст. 116 УК РФ - побои ст. 117 УК РФ - истязание ст. 118 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности ст. 119 УК РФ - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Cлайд 18

ст. 124 УК РФ - неоказание помощи больному ст. 125 УК РФ - оставление в опасности ст. 131 УК РФ - изнасилование ст. 132 УК РФ - насильственные действия сексуального характера ст. 133 УК РФ - понуждение к действиям сексуального характера ст. 134 УК РФ - половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста ст. 135 УК РФ - развратные действия ст. 156 УК РФ - неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ст. 157 УК РФ - злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных детей

Cлайд 19

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Гражданско-правовая ответственность. ст. 69 СК РФ - лишение родительских прав ст. 73 СК РФ - ограничение родительских прав ст. 77 СК РФ - отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Cлайд 20

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах. 2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

Cлайд 21

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи. 4.Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

Cлайд 22

5. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным. Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи. 7. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек. 8. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.
















1 из 15

Презентация на тему: Психологическое насилие

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Психологическое насилие Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие (родителей, опекунов, других взрослых) на человека (ребенка), приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

№ слайда 3

Описание слайда:

В условиях образовательной среды (школы), можно выделить такие признаки признаками П.Н. как:угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся. Психологическое насилие может проявляться в виде насмешек, присвоения кличек, замечаний и необъективных оценок, унижения в присутствии других детей или взрослых, в отказе от общения с жертвой насилия.

№ слайда 4

Описание слайда:

имеющие физические недостатки особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;особенности внешности неразвитые социальные навыки;страх перед школой;отсутствие опыта жизни в коллективе;болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;низкий интеллект и трудности в обучении.

№ слайда 5

Описание слайда:

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), могу быть склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.Неполные семьи (есть мнение девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик). Например семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

№ слайда 6

Описание слайда:

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

№ слайда 7

Описание слайда:

исторические предпосылки: механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для прошлых лет;психологическая неустойчивость педагогов, плохой микроклимат в учительском коллективе;профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение.

№ слайда 8

Описание слайда:

В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, т. е. меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и пр. Отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку в силу его особенностей подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе.Перегруженность учебной программы. Шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их.

№ слайда 9

Описание слайда:

Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насильственность в поведении учителя обусловлена, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями. Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям(профессиональное выгорание может вымещаться на учениках).Безнаказанность лиц проявляющих П.Н. (этому может способствовать равнодушное и безучастное отношение, т.к. если к учительскому произволу также относятся и ученики, и родители,и руководство школы, то насильник ощущает себя безнаказанным)

№ слайда 10

Описание слайда:

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда -то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребёнок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия.

№ слайда 11

Описание слайда:

Длительное психологическое насилие сказывается на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Описание слайда:

организация помощи детям, пострадавшим от психологического насилия; выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведениясоздание системы профилактики - мер по снижению вероятности проявления П.Н. в учебных заведениях (тестирование педагогов, детей для выявления групп риска; работа с группами риска;); система мер по укреплению психического здоровья учителей, Формирование системы мер направленной на правовую защиту и понимание своих прав учащимися и учителями

№ слайда 14

Описание слайда:

диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества диагностику состояния проблемы направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.

№ слайда 15

Описание слайда:

1. Методику «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы » И.А. Баевой. 2. Методику экспертизы образовательной среды, предложенная Н.В. Калининой3. Методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (как одного из проявлений нарушения психологического здоровья педагогов). 4. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента.5. Методику диагностики представлений ребёнка о насилии «Незаконченные предложения ». 6. Методику «Шкала тревожности » А.М. Прихожан, позволяющая определить уровень личностной тревожности детей. 7. Методику диагностики межличностных отношений Лири. 8. Методику «Анализ семейных взаимоотношений » Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ). Также используются различные методы, такие как: ММ PI-II, Фрайбурский FРI и МВ TI. Методика МMРI II, методика СМИЛ 566, тест ЕР I Г. Айзенка, МПВ Л. Сонди и 16 PF Р. Кеттела.