Основы психологии семьи и семейного консультирования. Посысоев Н.Н. (ред) - Основы психологии семьи и семейного консультирования - файл n1.doc Основные виды Брачных сценариев

Семьи, отличает эмоциональная холодность или склонность к слиянию с партнером. Как считает И. Ялом, обретение независимости в сочетании со способностью к близким отношениям – одна из самых сложных задач, решение которой занимает порой всю жизнь. «…Для того чтобы быть полностью связанным с другим человеком, придется сначала найти связь с самим собой. Если мы не можем смириться со своим одиночеством, мы начинаем использовать другого как укрытие от изоляции. Только когда человек сможет жить подобно орлу, не имея возможности высказаться кому бы то ни было… только тогда он будет способен заботиться о росте другого» . Исследователи выделяют факторы, которые могут осложнить формирование внутрисемейной коммуникации (или прохождение первого нормативного кризиса) : 1. Пара встречается или заключает брак вскоре после утраты значимого человека. 2.Супружеские отношения формируются на фоне дистанциирования от родительской семьи. 3. Семейные традиции и происхождение супругов существенно различаются (образование, национальная принадлежность, социальный класс, возраст и т.п.). 4. Супруги выросли в семьях с разным составом детей, например, в многодетной и однодетной. 5. Пара зависит от членов расширенной семьи материально или эмоционально. 6. Брак заключается в возрасте до 20 лет (собственные границы не определены, зрелая идентичность не сформирована) или после 30 лет (установки кристаллизируются). 7. Брак заключается после периода ухаживания менее 6 месяцев или более 3 лет. 8. Беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества. 9. Плохие отношения одного из супругов со своими сиблингами или родителями. 10. Несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, собственное детство или отрочество. 31 3.2. Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни С первых дней супружеской жизни начинается неизбежная корректировка отношений, которые сложились между любящими друг друга молодыми людьми ещѐ до брака. В связи с этим в психологической литературе рассматривается феномен адаптации супругов в молодой семье. По определению И.В. Гребенникова, адаптация – это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья. Психологическая сущность взаимной адаптации, как считает С.В.Ковалев, заключается во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения супругов. Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни. Гребенников И.В. рассматривает следующие виды супружеской адаптации: 1. Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и в формировании модели планирования и распределения семейного бюджета, которая удовлетворяла бы обоих. 2. Нравственно-психологическая адаптация – это совмещение (согласование) интересов, установок, идеалов, мировоззрения супругов, а также личностных особенностей мужа и жены, максимально возможное для конкретной пары. 3. Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, которое предполагает как физиологическое, так и морально-психологическое удовлетворение сексуальными отношениями. В.М. Целуйко выделяет ещѐ социально-психологическую адаптацию – как приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, согласование образцов внесемейного поведения, существовавших ещѐ до брака. Некоторые исследователи, например, С.В. Ковалев, выделяют первичную и вторичную (негативную) адаптацию, соответственно на первых двух стадиях жизни семьи . Первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их отношений: 1) ролевых и 2) межличностных. На стадии первичной ролевой адаптации, прежде всего, важно учитывать, какой мотивацией руководствовался каждый из супругов при создании семейного союза. 32 Общая мотивация семейного союза, по словам Т.В. Андреевой, включает в себя четыре ведущих мотива. Можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него : 1) как на хозяйственно-бытовой союз (главное – хорошо налаженный быт и домоводство); 2) как на нравственно-психологический союз (желая найти верного друга и спутника жизни); 3) как на семейно-родительский союз, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей; 4) как на интимно-личностный союз, стремясь найти желанного партнера по любви. Чтобы семья была благополучной, мотивы создания семьи и соответственно представления о содержании супружеских ролей должны быть или стать согласованными; поведение одного супруга в его семейной роли не должно противоречить представлениям другого супруга. Например, американский социолог К.Кирпатрик выделяет три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Особенность ролевой адаптации состоит в том, чтобы супруги выбрали один и тот же тип супружеской роли. Первичная межличностная адаптация супругов включает три важных компонента: – аффективный компонент (эмоциональная составляющая отношений); – когнитивный компонент (степень их понимания); – поведенческий компонент (взаимодействие супругов). Успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость, высокую степень взаимопонимания и согласованное взаимодействие. Сущность феномена вторичной адаптации составляет чрезмерное привыкание супругов друг к другу. Вторичная адаптация, как считают психологи, проявляется в трех основных сферах : 1. Первая – интеллектуальная сфера. Снижается интерес к супругу как к личности из-за повторения супругом одних и тех же мыслей, суждений, оценок и т.п. 2. Вторая – нравственная сфера. Наблюдается негативное действие известного «эффекта нижнего белья». «Рассекречивание» супругов друг перед другом проявляется в том, что они начинают демонстрировать не лучшие свои качества, мысли и действия и 33 показываться друг другу в таком виде, в котором никогда не рискнули бы прийти на свидание в период добрачного ухаживания. А.Герцен описывает «эффект нижнего белья» следующим образом: «сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, вещь, на которой рушится половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку». Психолог А. Егидес пишет, что чужой муж нередко кажется лучше своего (мой неаккуратный, невнимательный, раздражительный и т.п.). Чужая жена, которую не видишь растрепанной, уставшей или раздраженной после работы, тоже кажется привлекательней. 3. Третья – сфера сексуальных отношений. Легкая доступность партнера и однообразие в отношениях приводят к снижению взаимной привлекательности в сфере сексуальных отношений. К условиям профилактики вторичной адаптации можно отнести следующие: 1) непрерывное саморазвитие, духовный рост, личностный рост; 2) дальнейшее повышение культуры взаимоотношений супругов, последовательное воспитание в себе доброжелательности, чуткости, сдержанности и тактичности; 2) повышение взаимной автономности, относительной свободы друг от друга. 3.3. Брачный контракт П. Мартин и К. Сэйджер рассматривают «супружеский контракт» как неоформленный договор, включающий надежды и обещания, которые приносит каждый из партнеров, вступающих в брак. Юрасова Е.Н. определяет следующим образом: «Супружеское соглашение – это ожидания партнеров в браке относительно друг друга, которые в случае их неосознанности и невербализованности могут препятствовать формированию внутрисемейной коммуникации» . Супружеский контракт может касаться разных сфер и аспектов семейной жизни, например: внесемейные контакты, карьера, материальные блага, физическое здоровье и т.п. Супружеское соглашение (в большинстве случаев) не является договором в прямом смысле слова: супруги могут никогда не проговаривать друг другу свои ожидания и надежды вслух. Однако они ведут себя так, как будто каждый из них этот договор одобрил и подписал. 34 В психологической литературе рассматривают следующие виды супружеского соглашения. 1. Сознательное (осознанное) и вербализованное. Имеет место, когда каждый из супругов вполне точно знает, чего он хочет от партнера в семейной жизни, может это сформулировать и при необходимости проговаривает партнеру. 2. Сознательное (осознанное) и невербализованное. Появляется тогда, когда супруги достаточно хорошо осознают желаемое (чего хотят друг от друга), но по каким-то причинам не проговаривают свои ожидания партнеру, например: из-за стеснения; считают, что и так понятно. 1. Неосознаваемое. Означает, что супруги не осознают (или очень смутно осознают), чего ожидают от партнера, и соответственно не могут это сформулировать. П. Мартин и К. Сэйджер считают, что работа с дисгармоничной супружеской парой может базироваться на оформлении и заключении супружеского контракта: на осознании своих желаний и требований относительно друг друга; на их вербализации; на взаимном согласовании этих желаний и требований. 3. 4. Основные виды брачных сценариев Идея сценарного подхода возникла в психодинамическом направлении и связана с именем Э.Берна. По мнению Э.Берна сценарий – это некая имеющаяся у индивида программа, в соответствии с которой он строит свою жизнь. «Брачный сценарий» – это сформированная в раннем возрасте неосознаваемая программа поведения, в соответствии с которой индивид выстраивает свою семейную жизнь. Согласно идее брачного сценария, развитие отношений супругов в браке обусловлено неосознаваемой тенденцией к повторению моделей семьи своих родителей или отношений с ближайшими родственниками . В связи с этим выделяют следующие «брачные сценарии»: 1. Родительская модель. 2. Модель брата или сестры. Краткое содержание брачного сценария «родительская модель» заключается в следующем: 1. Ребенок учится у родителя своего пола супружеской роли. Еѐ принятие выгодно и удобно. Отказ от неѐ лишает уверенности в себе. 35 2. Образ родителя противоположного пола существенно влияет на выбор партнера по супружеству. Если образ положительный, то выбор партнера в соответствии с ним создает предпосылки для гармоничного супружества. Если образ отрицательный, то выбранный партнер с подобными характеристиками становится источником негативных эмоций. 3. Модель родительской семьи определяет в основных чертах модель семьи, которую создают дети. В браке партнеров из противоположных по модели семей будут наблюдаться конфликты и борьба за власть. В соответствии с «моделью брата или сестры» индивид старается создать семью, в которой мог бы занять такое же положение, которое он занимал среди своих братьев или сестер. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать устойчивый союз с женщиной, которая также имела старшего брата. В соответствии с «моделью брата или сестры» рассматривают следующие супружеские связи: 1) комплементарные; 2) частично комплементарные; 3) некомплементарные. Комплементарность (взаимодополнительность) означает, что каждый из супругов хочет делать то, чего другой не хочет. 1. Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то же положение, которое он имел по отношению к братьям и сестрам в родительской семье. 2. Частично комплементарный – это союз, в котором супруги в родительских семьях имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, и из которых хотя бы одна совпадает с таковой у партнера. 3. Некомплементарный брак – это союз, в котором супруги занимали одинаковое положение в родительской семье, например: были старшими или единственными детьми в семье. В рамках системного подхода рассматривается другая точка зрения на комплементарный брак . Считается, что выраженная комплементарность супружеских отношений создает дисфункциональную подсистему, отличающуюся ригидностью и жесткой фиксацией ролей. А это обуславливает низкую способность семьи приспосабливаться к переменам (в частности, связанным с прохождением разных стадий жизненного цикла семьи и нормативных кризисов) и снижает еѐ адаптивный потенциал. 36 И именно способность молодых супругов к автономному функционированию помогает им избежать эмоциональной реактивности и поляризованных (комплементарных) отношений, например: преследователь – дистанцирующийся; агрессивный – покорный; независимый – требовательный и т.д. Таким образом, как считают семейные психологи и психотерапевты, работающие в русле системного подхода, комплементарные отношения предполагают взаимное приспособление партнеров, в отличие от симметричных отношений, основанных на равенстве и сходстве. Раздел 4. ПРОБЛЕМНЫЕ СЕМЬИ 4.1. Психологическое содержание понятия «проблемная семья» Понятие проблемная семья в психологической литературе традиционно имеет как узкое, так и широкое толкование . В узком значении проблемными называются семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла. Например, в узком значении к проблемным семьям можно отнести: 1) молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи; 2) семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать роли отца и матери. В широком значении к проблемным семьям (в отечественной психологии) относятся следующие типы: а) проблемная семья – как неспособная продуктивно разрешать семейные проблемы. б) дисфункциональная – как плохо или совсем не выполняющая основные семейные функции. Дисфункциональной обозначают также семейную систему, которая является причиной дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи. в) неблагополучная – это семья, которая характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет потребности членов семьи в эмоциональной поддержке, тепле, чувстве безопасности, ощущении значимости своего «Я». Зарубежные специалисты в отношении всех проблемных семей чаще используют термин «дисфункциональные семьи» . 37 С. Минухин выделяет следующие особенности проблемных или дисфункциональных семей : 1. Отрицается существование проблем в семье. 2. Существует недостаток интимности в отношениях. 3. Чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения. 4. Семейные роли являются ригидными. 5. Индивидуальные потребности приносятся в жертву потребностям семьи. 6. Общение между членами семьи находится на низком уровне, мало проявляется забота друг о друге. 7. Конфликты протекают в скрытой форме, присутствует боязнь открытого общения, редкостью является юмор 8. Возможна хроническая неприязнь одних членов семьи к другим. В. Н. Дружинин вслед за зарубежными специалистами, в частности за Маргарет Мид, рассматривает ещѐ понятия «нормальная семья» и «аномальная семья». Нормальной считается семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, считают аномальными. В противовес понятию «проблемная семья», в широком смысле слова, специалисты используют понятие гармоничная семья. Гармоничная семья характеризуется следующими особенностями: – гибкой иерархической структурой власти; – ясно сформулированными семейными правилами; – гибкими межпоколенными границами. В психологической литературе рассматриваются следующие типы проблемных семей: 1. Семья с больным (психически или соматически) ребенком. 2. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации; 3. Семья как дисгармоничный союз; 4. Семья в разводе; 5. Неполная семья; 6. Семья алкоголиков; 7. Повторный брак. 38 4.2. Семья в разводе К такому типу проблемных семей относят следующие семьи: – семьи, которые находятся на грани развода; – семьи с разведенными родителями. Все члены такой семьи переживают стрессовое состояние, связанное с необходимостью прерывать значимые отношения и нарушением стабильности. Наиболее сильное влияние развод оказывает на детей. Для ребенка семья – это то, что существует вечно. Поэтому расставание родителей – это разрушение всех сфер привычной жизнедеятельности ребенка. В психологической литературе рассматриваются результаты влияния развода на детей разного возраста : – дети в возрасте 3-6 лет часто испытывают чувство вины и самоунижения, т. к. думают, что причина того, что произошло, в них; – дети в возрасте 7-8-9 лет чаще переживают чувства злости, обиды, особенно на отца; – дети в возрасте 10-12 лет чувствуют себя заброшенными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем; – и только дети в возрасте13-18 лет, испытывая чувство потери и обиды, все же способны достаточно адекватно представить себе причины и последствия развода; качество своих отношений с каждым из родителей. С точки зрения А.И. Тащева переживания ребенка в ситуации развода усугубляют следующие обстоятельства: – ссоры родителей, предшествующие разводу и неизбежное ухудшение отношений с ребенком; – ощущение ребенком эмоционального отсутствия ушедшего родителя; – восприятие ухода родителя как обесценивания самого ребенка; – изменение интенсивности общения ребенка с оставшимся родителем, т.к. родитель находится со своими переживаниями, и увеличиваются бытовые нагрузки; – возможное ухудшение отношений ребенка со сверстниками. Неадекватные стратегии поведения супругов в ситуации развода тоже усиливают переживания ребенка. Рассматривают следующие неадекватные стратегии поведения супругов: 1. Использование ребенка для разрешения супружеских конфликтов. Если конфликт принял затяжной характер, и супруги не разговаривают друг с другом, ребенок может выполнять роль «беспроволочного телеграфа». 39 2. Разделение с ребенком ответственности за развод. При такой стратегии родители обращаются к ребенку с навязчивыми вопросами, типа: – «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой (мамой) расстанемся?»; – «Что лучше для твоего будущего, если мы будем жить плохо вместе или расстанемся?». 3. Манипулирование чувствами ребенка. При данной стратегии ребенка могут использовать с целью: примириться; вернуть к себе почти утерянного супруга; обратить на себя внимание. Например, мать говорит ребенку: «Скажи отцу, что я не переживу развода». Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются разводящиеся супруги, состоит в том, как сообщить ребенку об уже принятом решении, не нанося ему слишком сильной психологической травмы. Главное, необходимо отказаться от обвинительной стратегии поведения в конфликтной ситуации развода. Отказ от обвинительной стратегии означает следующее: – не обвинять супруга (супругу) при ребенке, для которого – он (она) не плохой муж (жена), а папа, мама; – не обвинять в сложившейся ситуации других родственников (бабушек, дедушек, других родственников); – не обвинять в происходящем самого ребенка (если бы ты себя хорошо вел, этого бы не случилось). Реакция на неожиданное сообщение о разводе у ребенка может быть отсроченной во времени. В этом случае у ребенка проявляется синдром посттравматического стресса (или шока). Признаки посттравматического шока у детей разнообразны, например: 1) навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце, его прикосновениях и запахах; 2) наоборот, избегание ребенком всего того, что связано с травмой развода: имени отца, упоминания о его профессии, о любимых совместных занятиях и т.п.; 3) ребенок может вообще забыть определенный период жизни (вычеркнуть его из памяти), связанный с разводом родителей. Впоследствии он не сможет вспомнить события данного этапа жизни. 4) ребенок может демонстрировать регрессивное поведение (перейти на более раннюю стадию психического развития): 40

Идея сценарного подхода возникла в психодинамическом направлении и связана с именем Э.Берна. По мнению Э.Берна сценарий - это некая имеющаяся у индивида программа, в соответствии с которой он строит свою жизнь. «Брачный сценарий» - это сформированная в раннем возрасте неосознаваемая программа поведения, в соответствии с которой индивид выстраивает свою семейную жизнь.
Согласно идее брачного сценария, развитие отношений супругов в браке обусловлено неосознаваемой тенденцией к повторению моделей семьи своих родителей или отношений с ближайшими родственниками .
В связи с этим выделяют следующие «брачные сценарии»:
1. Родительская модель.
2. Модель брата или сестры.
Краткое содержание брачного сценария «родительская модель» заключается в следующем:
1. Ребенок учится у родителя своего пола супружеской роли. Её принятие выгодно и удобно. Отказ от неё лишает уверенности в себе.
2. Образ родителя противоположного пола существенно влияет на выбор партнера по супружеству. Если образ положительный, то выбор партнера в соответствии с ним создает предпосылки для гармоничного супружества. Если образ отрицательный, то выбранный партнер с подобными характеристиками становится источником негативных эмоций.
3. Модель родительской семьи определяет в основных чертах модель семьи, которую создают дети. В браке партнеров из противоположных по модели семей будут наблюдаться конфликты и борьба за власть.
В соответствии с «моделью брата или сестры» индивид старается создать семью, в которой мог бы занять такое же положение, которое он занимал среди своих братьев или сестер. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать устойчивый союз с женщиной, которая также имела старшего брата. В соответствии с «моделью брата или сестры» рассматривают следующие супружеские связи:
1) комплементарные;
2) частично комплементарные;
3) некомплементарные.
Комплементарность (взаимодополнительность) означает, что каждый из супругов хочет делать то, чего другой не хочет.
1 . Комплементарный брак - это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то же положение, которое он имел по отношению к братьям и сестрам в родительской семье.
2. Частично комплементарный - это союз, в котором супруги в родительских семьях имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, и из которых хотя бы одна совпадает с таковой у партнера.
3. Некомплементарный брак - это союз, в котором супруги занимали одинаковое положение в родительской семье, например: были старшими или единственными детьми в семье.
В рамках системного подхода рассматривается другая точка зрения на комплементарный брак . Считается, что выраженная комплементарность супружеских отношений создает дисфункциональную подсистему, отличающуюся ригидностью и жесткой фиксацией ролей. А это обуславливает низкую способность семьи приспосабливаться к переменам (в частности, связанным с прохождением разных стадий жизненного цикла семьи и нормативных кризисов) и снижает её адаптивный потенциал.
И именно способность молодых супругов к автономному функционированию помогает им избежать эмоциональной реактивности и поляризованных (комплементарных) отношений, например: преследователь - дистанцирующийся; агрессивный - покорный; независимый - требовательный и т.д.
Таким образом, как считают семейные психологи и психотерапевты, работающие в русле системного подхода, комплементарные отношения предполагают взаимное приспособление партнеров, в отличие от симметричных отношений, основанных на равенстве и сходстве.

Идея сценарного подхода возникла в психодинамическом направлении и связана с именем Э.Берна. По мнению Э.Берна сценарий – это некая имеющаяся у индивида программа ,в соответствии с которой он строит своюжизнь. « Брачный сценарий» – это сформированная в раннем возрасте неосознаваемая программа поведения, в соответствии с которой индивид выстраивает свою семейную жизнь.

Согласно идее брачного сценария, развитие отношений супругов в браке обусловлено неосознаваемой тенденцией к повторению моделей семьи своих родителей или отношений с ближайшими родственниками .

В связи с этим выделяют следующие «брачные сценарии»:

1. Родительская модель.

2. Модель брата или сестры.

1. Ребенок учится у родителя своего пола супружеской роли. Ее принятие выгодно и удобно. Отказ от нее лишает уверенности в себе.

2. Образ родителя противоположного пола существенно влияет на выбор партнера по супружеству. Если образ положительный, то выбор партнера в соответствии с ним создает предпосылки для гармоничного супружества. Если образ отрицательный, то выбранный партнер с подобными характеристиками становится источником негативных эмоций.

3. Модель родительской семьи определяет в основных чертах модель семьи, которую создают дети. В браке партнеров из противоположных по модели семей будут наблюдаться конфликты и борьба за власть.

В соответствии с «моделью брата или сестры» индивид старается создать семью, в которой мог бы занять такое же положение, которое он занимал среди своих братьев или сестер. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать устойчивый союз с женщиной, которая также имела старшего брата. В соответствии с «моделью брата или сестры» рассматривают следующие супружеские связи:

1) комплементарные;

2) частично комплементарные;

3) некомплементарные.

Комплементарность (взаимодополнительность) означает, что каждый из супругов хочет делать то, чего другой не хочет.

1. Комплементарный брак –это такой союз,в котором каждый из супруговзанимает то же положение, которое он имел по отношению к братьям и сестрам в родительской семье.

2. Частично комплементарный –это союз,в котором супруги вродительских семьях имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, и из которых хотя бы одна совпадает с таковой у партнера.

3. Некомплементарный брак – это союз, в котором супруги занимали одинаковое положение в родительской семье, например: были старшими или единственными детьми в семье.

В рамках системного подхода рассматривается другая точка зрения на комплементарный брак . Считается, что выраженная комплементарность супружеских отношений создает дисфункциональную подсистему, отличающуюся ригидностью и жесткой фиксацией ролей. А это обуславливает низкую способность семьи приспосабливаться к переменам (в частности, связанным с прохождением разных стадий жизненного цикла семьи и нормативных кризисов) и снижает ее адаптивный потенциал.

И именно способность молодых супругов к автономному функционированию помогает им избежать эмоциональной реактивности и поляризованных (комплементарных) отношений, например: преследователь – дистанцирующийся; агрессивный – покорный; независимый – требовательный и т.д.

Таким образом, как считают семейные психологи и психотерапевты, работающие в русле системного подхода, комплементарные отношения предполагают взаимное приспособление партнеров, в отличие от симметричных отношений, основанных на равенстве и сходстве.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Семейные опросники, тесты

Опросник РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ В БРАКЕ (РОП) и др.

ЛЕКЦИЯ 5. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ


Брачное соглашение - психологическое содержание

На формирование внутрисемейной коммуникации большое влияние может оказывать «брачное соглашение». Данное понятие предложено психодинамическим подходом, где традиционно уделяется большое внимание неосознаваемым или плохо осознаваемым элементам поведения. П. Мартин и К. Сэйджер рассматривают «супружеский контракт (соглашение)» как неоформленный индивидуальный договор, включающий надежды и обещания, которые приносит каждый из партнеров, вступающих в брак. Это представления индивида о том, как должен вести в себя в семье он сам и как должен вести себя супруг. Оно может касаться всех аспектов семейной жизни, включая внесемейные контакты, карьеру, физическое здоровье, деньги и т. д. Например, брачное соглашение со стороны жены может иметь следующее содержание. Хороший муж должен отличаться крепким физическим здоровьем - это важно, так как возможно, она связывает крепкое здоровье со способностью справляться с жизненными трудностями, а может, просто ее пугает необходимость ухода за больным. Он должен зарабатывать столько денег, чтобы обеспечить ей определенный уровень жизни, например такой, какой был в доме ее родителей. Он должен занимать определенное место на служебной лестнице и т. п. Муж также имеет свои представления о том, что должна делать его жена, с кем она может общаться, как относиться к работе и т. п. Это соглашение имеет взаимный характер, поскольку содержит то, что каждый предполагает дать и что хочет получить.

Важно подчеркнуть, что супружеское соглашение в большинстве случаев не является договором в прямом смысле слова - супруги могут никогда не проговаривать друг другу вслух свои ожидания, но при этом они ведут себя так, как будто каждый из них этот договор одобрил и подписал.


Супружеское соглашение может быть:

  • сознательным и вербализованным;

  • сознательным и невербализованным;

  • неосознаваемым.
Сознательное и вербализованное соглашение имеет место тогда, когда каждый из супругов вполне точно знает, чего он хочет от партнера в семейной жизни, и в состоянии это сформулировать. Сознательное и невербализованное соглашение появляется тогда, когда супруги (или один супруг) достаточно хорошо осознают желаемое, но по каким-то причинам не проговаривают свои ожидания партнеру - например, считая, что «это и так понятно», или из-за стеснения, или из-за других причин. Неосознаваемое соглашение означает, что супруги (или один из них) очень смутно осознают, чего ждут от партнера и, соответственно, не могут этого сформулировать.

Отдельные элементы индивидуальных соглашений определяются желаниями и потребностями индивидов. Потребности могут быть здоровыми и реалистическими или невротическими и конфликтными. В случае, когда брачное соглашение базируется на невротических потребностях, создаются конфликтные ожидания относительно партнера: индивид может, например, стремиться к независимости и ждать защиты и заботы о себе со стороны партнера. Супружеское соглашение при этом обычно неосознаваемо.

Неосознаваемые и внутренне конфликтные брачные соглашения препятствуют формированию внутрисемейной коммуникации.

При гармоничном супружестве ожидания супругов относительно поведения друг друга совпадают, в этом случае «договор соблюдается», например, муж ожидает от жены послушания и заботы о нем и готов материально обеспечивать семью. Жена ждет от мужа обеспечения материального достатка и готова заботиться о нем и слушаться его.

В случае дисгармоничного супружества у супругов присутствует ощущение, что «договор не соблюдается». При этом брачное соглашение обычно не бывает вербализованным, а чаще всего оказывается неосознаваемым. Это может иметь место в том случае , если взаимные ожидания партнеров слишком различны, например, муж ожидает заботы о нем, а жена ожидает помощи по хозяйству; либо в случае, когда брачное соглашение одного или обоих партнеров базируется на невротических потребностях.


Вследствие того, что каждый ведет себя иначе, чем от него ждут, возникает ощущение обмана и чувство беспокойства.

П. Мартин и К Сэйджер считают, что работа с дисгармоничной супружеской парой может базироваться на «супружеском соглашении». Сначала каждый из партнеров в отдельности должен осознать свои требования и желания, направленные на другого, и вербализовать их. Затем следует проработать индивидуальные соглашения так, чтобы они стали логически непротиворечивыми, т. е. исключить конфликтные желания и нереалистичные требования к партнеру. На последнем этапе осуществляется работа по взаимному согласованию брачных отношений: партнеры вместе выясняют, чем могли бы поступиться в своих требованиях друг к другу и какие пожелания партнера могли бы выполнить. Таким образом, из плохо осознаваемых желаний и претензий должно быть сформулировано действительное «супружеское соглашение», содержание которого известно каждому из партнеров и которое они оба готовы соблюдать.

Таким образом, «супружеское соглашение» - это ожидания партнеров в браке относительно друг друга, которые в случае их неосознанности и невербализованности могут препятствовать формированию внутрисемейной коммуникации.

Основные виды брачных сценариев

Идея «сценарного подхода» также возникла в психодинамическом направлении и связана с именем Э. Берна. В его понимании «сценарий» (или «скрипт») - это некая имеющаяся у индивида программа, в соответствии с которой он строит свою жизнь. «Сценарий» формируется в детстве на основе опыта жизни в родительской семье и «родительского программирования». «Родительское программирование» по Э. Берну - это косвенные указания, которые родители дают своим детям, по поводу целей и смыслов жизни, места в ней других людей, по поводу контактов с противоположным полом и т. д., т. е. по поводу всего многообразия жизненных проявлений. Эти указания лишь частично передаются по вербальному каналу. Большое количество информации передается невербально, с помощью мимики, жестов, поддерживающего или осуждающего поведения родителей в различных ситуациях.

Формирующиеся таким образом «жизненные сценарии» по большей части неосознаваемы, так как усваиваются детьми в том возрасте , когда их интеллектуальные способности и критичность еще чрезвычайно слабы.

Дальнейшие теоретические и практические исследования в психодинамической парадигме привели к идее о существовании «брачных сценариев». «Брачный сценарий» - это существующее у индивида, чаще всего неосознаваемое представление о том, как должны развиваться его отношения в супружестве. Считается, что развитие отношений индивида в браке и его поведение с супругом в значительной степени обусловлено неосознаваемой тенденцией к повторению моделей семьи своих родителей или отношений с ближайшими родственниками (сиблингами).

Родительская модель. В соответствии с этой моделью индивид обучается супружескому поведению на основе идентификации с родителем своего пола. Родитель противоположного пола также играет большую роль в этом процессе: на основании его поведения строится представление о том, как должен вести себя партнер. Формы родительских отношений становятся для индивидуума эталоном взаимоотношений в семье.

В супружестве каждый из партнеров пытается приспособить свои реальные отношения с супругом к своим внутренним представлениям. Нередко под влиянием влюбленности партнеры проявляют уступчивость, частично отказываясь от своей программы, что порождает внутренний конфликт. Но через некоторое время внутренняя программа дает о себе знать, у индивидуума наблюдается тенденция к возврату на запрограммированный путь. Это порождает супружеские конфликты в том случае, если поведение партнеров отклоняется от их программ. Таким образом, гармоничные отношения в супружестве становятся возможны только в том случае, если партнер своей внутренней программой напоминает родителя противоположного пола. В психодинамическом подходе считается, что подобные программы поведения имеют тенденцию передаваться из поколения в поколение , причем повторяется не только выбор партнера, но и ошибки и проблемы родителей.

1. Ребенок учится у родителя своего пола супружеской роли, безоговорочное принятие которой выгодно и удобно, тогда как отказ от нее лишает уверенности в себе и способствует возникновению неврозов.


    Образ родителя противоположного пола существенно влияет на выбор партнера по супружеству. Если этот образ был положительным, то выбор партнера, подобного родителю, создает предпосылки для гармоничного супружества. Если же роль родителя в семье была отрицательна и ребенок не мог ее принять, то партнер с подобными характеристиками становится источником негативных эмоций. В этом случае индивид ищет партнера с другими характеристиками. Однако такой выбор является источником внутреннего конфликта - индивид чувствует, что с некоторыми особенностями партнера он не может смириться.

  1. Модель родительской семьи определяет в основных чертах модель семьи, которую создают дети, например, ребенок из патриархальной семьи будет стремиться к реализации патриархальной модели в своей семье. В браке партнеров из противоположных по модели семей будут наблюдаться конфликты и борьба за власть.
Модель брата или сестры. Данная модель предложена В. Т Оманом. В соответствии с этой моделью индивид старается создать семью, в которой мог бы занять такое же положение, которое он занимал среди своих братьев или сестер. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать устойчивый союз с женщиной, которая также имела старшего брата. В этом случае происходит перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве. Отношения между супругами будут тем стабильнее, чем больше положение партнеров в браке напоминает им их положение в родительских семьях.

В соответствии с этим подходом супружеские связи могут быть комплиментарными, частично комплиментарными и некомплиментарными. Комплиментарность означает, что каждый из партнеров хочет делать то, чего другой делать не хочет. Партнеры взаимно дополняют друг друга. Например, один хочет главенствовать, а другому нравиться подчиняться; один хочет проявлять заботу, а другой любит быть объектом заботы и т. п.

Комплиментарный брак - это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то же положение, которое он имел по отношению к братьям и сестрам в родительской семье.
Так, например, мужчина, который был старшим братом и имел сестру (или сестер), научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, помогает им. Если его жена также имела старшего брата, она легко приспосабливается к главенствующему положению мужа, принимает его заботу и помощь. Роли обоих супругов дополняют друг друга. Столь же комплиментарным будет союз, в котором жена была старшей сестрой, а муж был младшим братом. Их ожидания по поводу поведения друг друга также будут совпадать, хотя они будут играть другие роли в своей семье: руководящую роль займет жена, а муж будет ей подчиняться.

Частично комплиментарный брак возникает в том случае, когда один или оба партнера имели в родительской семье несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых хотя бы одна совпадает с таковой у партнера.

Некомплиментарный брак имеет место, когда супруги занимали одинаковое положение в родительской семье, например оба были старшими детьми. В этом случае в семье каждый из них будет претендовать на лидерство; положение еще больше усугубится, если каждый из них имел только сиблингов своего пола и, соответственно, не имел опыта общения с противоположным полом. Браки, заключающиеся между индивидами, которые были единственными детьми в родительских семьях, чаще всего также оказываются некомплиментарными.

Таким образом, «брачные сценарии» - это сформированные в раннем возрасте неосознаваемые программы поведения в соответствии с которыми индивид выстраивает свою семейную жизнь. Они могут как способствовать адаптивному поведению в браке, так и препятствовать ему. В последнем случае психологическая работа направлена на их осознание и коррекцию.

Типы психологических отношений в браке

Ранее описанные виды браков (комплиментарные, частично комплиментарные и некомплиментарные) можно рассматривать и как определенные жизненные сценарии, и как соответствующие типы отношений в браке. То же самое относится и к другим типам брачных отношений: в связи с их устойчивостью и повторяемостью (в случае смены партнера), их можно одновременно рассматривать и как «брачные сценарии».

В психоаналитическом подходе предлагается выделение определенных типов личности и их возможных комбинаций, удачных и неудачных для супружеской жизни. При этом выделяемые типы личности не являются типами в прямом смысле этого слова - они представляют собой не столько констелляции личностных черт, сколько описание устойчивых способов поведения с брачным партнером. Вот какую классификацию предлагают специалисты.


  1. Партнер, ориентированный на равноправие, ожидает равных прав и обязанностей.

  2. Романтический партнер ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, большое значение для него имеют сентиментальные символы. Чувствует себя обманутым, когда партнер отказывается играть с ним в эти романтические игры.

  3. Родительский партнер с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.

  4. Детский партнер привносит в супружество некоторую спонтанность, непосредственность и радость, но, вместе с тем, приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

  1. Рациональный партнер следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственный человек, трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни, несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом. Может ошибаться относительно чувств своего партнера.

  2. Товарищеский партнер хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

  3. Независимый партнер сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер с уважением относился к этим его требованиям.
К комбинациям, которые могут повлечь за собой возникновение проблем, относятся следующие:

  • оба партнера принадлежат к родительскому типу;

  • оба партнера принадлежат к детскому типу;

  • один партнер родительского или детского типа, другой - независимого типа;

  • один партнер романтического типа, другой - равно нравного, рационального, независимого или детского типа.
145

Брак партнеров романтического типа представляет собой напряженный и недостаточно стабильный союз, поскольку романтические отношения с течением времени постепенно тускнеют, и оба партнера могут начать искать их в других связях вне брака. Если попытаться провести какие-либо параллели с воззрениями других авторов, то можно сказать, что это брак партнеров, не достигших стадии зрелой любви.

Другие ученые психодинамического направления описывают следующие неконструктивные типы взаимоотношений, связанные с личностными особенностями партнеров:


  • жена имеет романтическо-истерический тип, страдает от недостатка внимания и ласки, а муж холоден, имеет психастенический склад характера;

  • муж ищет в жене мать , которая постоянно заботилась бы о нем;

  • оба партнера зависимого типа;

  • оба партнера (или один из них) с паранойяльной психикой.
Жена, страстно мечтающая о любви, и эмоционально холодный муж. Подобный брак описывается многими учеными под несколько различающимися названиями («истерический брак», «истеричка-жена и обседантный муж» и др.). Жена может иметь истерические черты характера различной степени выраженности. Такая женщина, как правило, эмоциональна, привлекательна, обладает хорошим вкусом и художественными наклонностями. Муж обычно интеллигентен, образован, обладает чувством ответственности, успешен на работе, пользуется уважением, неприхотлив в быту. Он старается «всегда поступать правильно», с трудом проявляет чувства. Обычно он ищет жену, которая является олицетворением женственности. Вначале она приносит мужу массу волнений, поскольку вызывает в нем чувства, которые он никогда не испытывал. Это его воодушевляет; забота о жене дает ему чувство собственной значимости. Жена, как правило, уже пережившая мимолетную «драматическую» любовь, в свою очередь выбирает уравновешенного и надежного мужчину, хорошего семьянина, способного обеспечить стабильность положения и чувство безопасности. После романтического периода ухаживания возникают трудности семейной жизни.
Супруги испытывают глубокое разочарование. Жена начинает критиковать молчаливое и «бесчувственное» поведение мужа. Она чувствует себя непонятой, эмоционально неудовлетворенной, в результате чего старается спровоцировать скандал или нападает на мужа. Муж воспринимает излишне эмоциональное поведение своей жены как неприемлемое, ее склонность к драматизации и «скандальное» поведение его утомляют. Брак переходит из разряда «доброго родителя» и «доброго дитя» в разряд «холодного родителя» и «несносного ребенка».

Нередко в таком браке поведение мужа может подкреплять истеричное поведение жены, изначально незначительно выраженное. Это бывает в тех случаях, когда эмоциональная холодность мужа явно выражена, он педантичен и склонен к рассуждениям вместо решительных действий. Обычно он остается равнодушным к попыткам жены вовлечь его в совместную деятельность, настроен иронично или враждебно, пока агрессивное или истерическое поведение жены не вынудит его к кооперации. Жена может рассчитывать на исполнение своих желаний или добиться от мужа сотрудничества только в тех случаях, если устроит ему истерику. Таким образом, ее истерическое поведение закрепляется.

Муж, который видит в своей жене мать («пассивно-зависимый муж и доминирующая жена»). Можно, вероятно, говорить о том, что характер взаимоотношений в подобном браке напоминает описанный в предыдущем варианте, только супруги в нем меняются ролями. Здесь мужчина обычно характеризуется недостаточной личностной и эмоциональной зрелостью. Он отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, требует к себе внимания и заботы, традиционно мужские черты в поведении у него не сильно выражены. Женятся они обычно по любви в очень молодом возрасте, еще до того, как способны сами обеспечить свою семью. Сомнения по поводу собственной мужественности разрешаются выбором такой жены, которая способна взять на себя проблемы мужа . Обычно он выбирает женщину, не стремящуюся к традиционной женской роли и плохо чувствующую себя в зависимом положении; она же выбирает мужа, которого легко подчинить себе. Поведение такой женщины напоминает материнское - она надежна, последовательна и терпелива.

В случаях конфликтов жена старается подавить мужа. Реакцией мужа является «пассивно-агрессивное поведение» и депрессия.

У жены неспособность добиться от мужа того, чего она хочет, вызывает враждебность и раздражительность.

Сначала мужа привлекает самостоятельность жены, он хочет воспользоваться ее силой. Жена помогает ему в работе и продвижении по службе. Но по мере того как он обретает финансовую самостоятельность и первоначальная романтическая окраска отношений с женой тускнеет, он находят себе любовницу, как правило, похожую по личностным характеристикам на жену. Часто он стремится жениться на любовнице, которая в браке ведет себя так же, как первая жена.

Враки с двусторонней зависимостью. В этом браке оба партнера зависимы и незрелы. Оба мечтают о любви, при этом каждый из них думает, что дает в супружестве больше, чем получает. В случаях конфликтов у обоих доходит до приступов бешенства, оба ведут себя, как дети. Ни один не стремится проявить интерес к проблемам другого.

Паранойяльные супружеские отношения. В подобных брачных отношениях один из партнеров, как правило, унижает и подавляет другого, преследуя его своими подозрениями. Оба имеют невысокую самооценку и низко оценивают партнера, но продолжают жить друг с другом, так как наличие именно такого партнера служит психологическим оправданием их стиля жизни. Такой брак может рассматриваться как садо-мазохистский союз, описанный Э. Фроммом. Существуют разные варианты таких браков.


  • Муж с паранойяльными проявлениями и жена со склонностью к депрессии. В этом браке участвуют злобный, подозрительный и ревнивый муж, потерявший мужское достоинство, и жена с пониженной самооценкой, позволяющая обвинять себя, так как считает, что не найдет себе никого лучше. Часто муж напоминает ей ее отца, который не признавал ее, или отказался от нее.

  • Муж со склонностью к депрессии, жена со склонностью к паранойяльному поведению. Ревнивая жена выбирает мужа, склонного к депрессии. Подозрительность жены служит мужу оправданием того, что он не должен стремиться к контактам с окружающими, внешним миром, который кажется ему угрожающим.
По типу распределения власти в семье можно выделить следующие браки:

  • симметричный;

  • комплиментарный;

  • метакомплиментарный.
148

В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому . Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один из партнеров подчиняется другому: один дает распоряжения, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущее положение достигается одним из партнеров за счет манипулирования другим: он реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости или бессилия.

Существуют и другие типологии взаимоотношений в браке, построенные по различным основаниям в зависимости от того, на чем сконцентрирован интерес исследователя. Работая с конкретной семьей, имеющей проблемы во взаимоотношениях, можно опираться на любую, наиболее подходящую в данной ситуации классификацию. Использование психоаналитических классификаций в большей степени предполагает работу с внутриличностными конфликтами одного из супругов (в более редких случаях - обоих супругов). Использование других классификаций, в которых выделяются адаптивные и неадаптивные типы, скорее ориентирует на замену менее адаптивных вариантов взаимодействия более адаптивными.

Таким образом, типы браков представляют собой, по сути, различные варианты внутрисемейных коммуникаций.

Типы сексуальных отношений в браке

В литературе, посвященной данной теме, описывается несколько типов сексуального поведения мужчин и женщин. Можно выделить следующие типы сексуального поведения мужчины.


  • Стабилизирующийся тип. Для мужчины со стабилизирующимся типом сексуального поведения секс является способом разрядки накопившегося напряжения. Сексуальное напряжение отвлекает, мешает какому-то важному делу. Сексуальность обеспечивает наилучший фон для иной деятельности (например, данный тип поведения был характерен для Наполеона).

  • Игровой тип. Мужчина этого типа сочетает в себе сексуальное и романтическое начало. Само интимное общение реализуется как радостное творчество, игра (например Казакова).
149

  • Стандартный тип. Мужчина стандартного типа секс рассматривает как обязанность. У него нет ярко выраженного сексуального желания, но есть задача соответствовать требованиям жены. Структура сексуального общения стандартна.

  • Гениталъный тип. Он характерен для мужчин со сниженным интеллектом. Для них сексуальное поведение определяется лишь физиологией, половым инстинктом. Такой человек является, образно говоря, «пленником своих гениталий» (например хронические алкоголики, насильники).
Предлагается классификация типов сексуального поведения как мужчин, так и женщин. Для женщин можно выделить следующие типы.

  • Женщина-мать. Такая женщина бессознательно стремится играть роль матери. Для нее характерно стремление опекать, властвовать. Она может бессознательно увлекаться и выбирать в партнеры мужчину-неудачника, больного. Слабость мужчины стимулирует ее сексуальность.

  • Женщина-женщина. Внутри этого типа выделяется д. варианта поведения:
а) агрессивный тип. Женщине этого типа для самоутвеждения нужна борьба с партнером. Такая борьба может перейти с психологической сферы на сексуальную. Эта женщина самостоятельна, язвительна, иронична. Все свои сексуальные проблемы она адресует партнеру. Она может унизить партнера, бессознательно наслаждаясь его растерянностью;

б) пассивный тип. Женщина пассивного типа в качестве идеала выбирает сильного мужчину, которому она хочет бездумно подчиняться. Характерные фантазии связаны с сюжетом, где мужчина овладевает ею. Предпочитает напористых, решительных, агрессивных мужчин, в поведении которых содержатся признаки насилия.


  • Женщина-дочь. Идеальным мужем для такой женщины становится мужчина старше ее, с богатым жизненным опытом, который хорошо ориентируется в житейских ситуациях. Женщина, выбирая такого мужчину, хочет чувствовать себя молоденькой, слабой, ведомой. В сексе эти женщины знания ценят больше активности.
Типы мужского сексуального поведения следующие.

  • Мужчина-отец. Такой мужчина испытывает потребность покровительствовать, любит опекать, ищет подчинения и зависимости себе.
150

Он элегантен, имеет богатый сексуальный опыт, красиво ухаживает. Невысокий сексуальный потенциал компенсируется умело подобранной интимной обстановкой. В поведении женщин он ценит способность полностью отдаваться, быть наивной и слабой. Женщина должна им восхищаться, испытывая постоянную благодарность. Она не имеет право менять поведение на более активное и самостоятельное.


  • Мужчина-мужчина. Здесь также выделяется активный и пассивный типы:
а) активный тип. Такой мужчина склонен демонстрировать образцы «мужского поведения» (как он их себе представляет). С женщиной ведет себя резко, демонстративно. Ориентируется только на свои желания. В сексе могут присутствовать элементы насилия. Он не ориентирован на потребности и желания женщины. Женщине отводится роль пассивного «материала»;

б) пассивный тип. Такой тип мужчин стремится к сильной, независимой женщине. Подсознательно его влечет к мужеподобной женщине (в женщинах привлекает сила, атлетическое телосложение, высокий рост, авторитарное поведение). Он готов подчиняться, быть объектом выговоров, претензий.


  • Мужчина-сын. Для такого типа мужчин характерны несамостоятельность, желание подчиняться, капризность, незрелость поступков, зависимость от женщины, хрупкость, нерешительность.
В зависимости от принадлежности к перечисленным выше типам, мужчина и женщина, соединяясь в брак, могут давать как гармоничный, так и не гармоничный сексуальный союз. Это зависит от того, насколько полно будут удовлетворены ожидания друг друга.

Опасность ожидает ту пару, где совпадают однозначные типы (например, союз «женщина-дочь» и «мужчина-сын» будет негармоничным, так как каждый из партнеров будет ожидать инициативы от другого, желая получить опеку и покровительство).

Рассматривая различные типологии сексуального поведения партнеров в браке, можно сделать вывод, что линии сексуального поведения в значительной степени определяются особенностями личности партнеров. В связи с этим, конфликты в сексуальной сфере способны породить конфликты во всех сферах жизни семьи.

Значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены. Оба супруга сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры.

Бикарьерная семья стала реальностью благодаря серьезным изменениям в социальном положении женщин.

В 1938г. лишь один из пяти американцев одобрял замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии, что муж способен содержать ее.

В 1993г. такой тип женщин уже одобряли 86% опрошенных мужчин.

В Северной Америке мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских мужчин эта вероятность в 3 раза выше.

«Женская дилемма» не исчерпывается конфликтом тройной нагрузки: материнства, домашнего хозяйства и работы.

Конфликт моделей самореализации: противоречие между автономией и служением ближнему. Риски: работа важнее семьи – переадресация домашней работы специально нанятым людям: няням и т.д. Дети могут испытывать дефицит в эмоциональных отношениях, а супруги напоминать деловых партнеров.

  1. Брачное соглашение – психологическое содержание

П.Мартин и К.Сэйджер рассматривают супружеский контракт (соглашение) как неоформленный индивидуальный договор, включающий надежды и обещания, которые приносит каждый из партнеров, вступающих в брак.

Это представления индивида о том, как должен вести себя он и как должен вести себя партнер. Это может касаться всех аспектов семейной жизни.

Это соглашение имеет взаимный характер, поскольку содержит то, что каждый предполагает дать и что хочет получить.

Важно: супружеское соглашение не является договором в прямом смысле слова: супруги могут никогда не проговаривать друг другу вслух свои ожидания, но при этом ведут себя так, как будто каждый из них этот договор одобрил и подписал.

Супружеское соглашение м.б.:

a. Сознательным и вербализованным.

b. Сознательным и невербализованным (Н-р: «это и так понятно»).

c. Неосознаваемым (Смутно осознают, что ждут).

Индивидуальное соглашение определяется потребностями:

      1. Здоровыми и реалистическими.
      2. Невротическими и конфликтными (Н-р: стремится к независимости и ждет защиты от партнера).

Работа с дисгармоничной супружеской парой может базироваться на «супружеском соглашении»:

1. Сначала каждый из партнеров должен осознать свои потребности и желания и вербализовать их.

2. Проработать индивидуальное соглашение таким образом, чтобы оно стало логически непротиворечивым, т.е. исключить конфликтные желания и нереалистические требования к партнеру.

3. Работа по взаимному соглашению брачных отношений: выясняют, чем м.б. поступиться, в чем м.б. пойти навстречу.

Из плохо осознаваемых желаний д.б. сформулировано супружеское соглашение, содержание которого известно каждому и которое они оба готовы соблюдать.

Супружеское соглашение – это ожидания партнеров в браке относительно друг друга, которые в случае их неосознанности и невербализованности могут препятствовать формированию внутрисемейной коммуникации.